Печально прославились и снова забыты: как живет село Нижние Кузлы после ЧП
Фото: соцсети
Кажется, большинство оренбуржцев в помине не слышали про эти Нижние Кузлы, которые находятся практически на самой границе с Башкирией. И вот, кажется, звездный час села настал, правда местных огорчает, что повод весьма печальный. Это вам не Городки Тюльганского района, которые пару лет назад вся страна и мир узнали как малую Родину Героя России Александра Прохоренко.
Пока у нас работали следователи, в селе была благодать! А как они уехали, так про нас все забыли, - рассказывает общественная староста Нижних Кузлов Елизавета Поляева. - В наш сельский магазин хлеб привозят один раз в неделю - по четвергам. А вчера машина не пришла, потому что не смогла проехать из-за нечищеных дорог. Даже муки в магазине нет, чтобы испечь хлеб самим! Вот теперь сидим и ждем, когда дорогу почистят. Я обычно беру на неделю 4 буханки, заморожу, а потом разогреваю в микроволновке. Так и живем. В магазине выбора нет, порой что-нибудь возьмешь, а уже срок годности истек. Автобус ходит два раза в неделю и то, если дорогу прочистят. Протяженность нашей улочки 10 километров, так автобус по всей может и не проехать, если конец деревни снегом занесен. Губернатор Юрий Берг в прошлом году приезжал в соседнюю Ключевку, а про нас не вспоминают. Летом вся деревня стоит в бурьяне - домов не видать. Сказали, что скоро ящики поставят для мусора. Кому они нужны и куда они их ставить собрались - в сугробы да бурьян? Сотовая связь работает плохо, Интернета нет. Только обещают из года в год! В ветер, дождь и непогоду не дозвонишься. Терапевт приезжает дважды в месяц.
Про тот же хлеб сельчане рассказывают, что раньше его возили из Пономаревки, но по качеству он был так себе. С трудом, но выбили, чтобы его возили из Оренбурга. Да и отсыпки дороги до села щебнем жители добились в результате долгих хождений по инстанциям. А то раньше в дождь по глине машины уходили в кювет. Асфальт же местным и не снится.
Деревня медленно, но верно умирает. На одной, но большой, в 10 километров длиной, улице села больше половины домов пустуют и заброшены. Официально в селе числятся 450 человек, а живут порядка 270. Детского сада здесь отродясь не было, а в школе-девятилетке осталось всего около двух десятков учеников.
У нас есть погост, на котором покоятся 45 ветеранов войны, многие из них награждены орденами Красной Звезды. А кладбище даже никак не огорожено. Разве они этого заслужили? Лишь когда сами жители стали сбрасываться по 1000 рублей со двора, чтобы сделать забор, нам выделили 100 000 рублей в помощь к собранным 45 000, - заключила Елизавета Петровна, которая в свои 78 лет постоянно катается на личном авто в райцентр решать проблемы Кузлов.