Паслер в курсе того, что происходит в МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»?
На рынке общественных перевозок в Оренбурге, пожалуй, как никогда складывается удручающая картина. Важнейшая отрасль находится в подвешенном состоянии, проблемы копятся, как снежный ком.
В 2021 году в ходе реализации федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» выбраны 13 городских агломераций, в которые будет за 3,5 млрд. рублей из федерального бюджета будет поставлено 412 транспортных средств - 305 автобусов и 107 троллейбусов. Регионы и города из местных бюджетов заплатят примерно 40% от стоимости новых машин. Оренбурга в списке «городов-счастливчиков», к сожалению, нет: по неизвестным причинам не подана заявка на участие в данном федеральном проекте. Причем, второй год подряд. По имеющейся информации, речь об участии шла, велась подготовка, но всё сошло на нет. Поэтому нового транспорта в нынешнем году областному центру снова не видать. И это - ровно в то время, когда ситуация с общественным транспортом весьма болезненна.
У МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» ворох проблем
В 2021 году в СМИ не было ни единой позитивной новости, касающейся этого предприятия. Как только решалась одна проблема, как у отрубленной головы гидры, на этом месте появлялись несколько других. Долги, суды, увольняющиеся сотрудники, проблема с состоянием транспортных средств, блокировка счетов, невыплата вовремя и без того низких зарплат. Это всё – существующая ситуация на МКП «Оренбургские пассажирские перевозки».
Автопарк вызывает серьезнейшие вопросы. У предприятия около 160 автобусов, но на линию выходят меньше трети из них. Большая часть из них сломана, денег на покупку запчастей нет. Часть транспортных средств (причем, и взятые в лизинг вместительные новые автобусы) не может пройти ТО ровно по тем же причинам.
Предприятие лишилось сразу нескольких «социальных» маршрутов, которые финансировались из городского бюджета, теперь это прерогатива частников. В подвешенном состоянии стоит вопрос с обслуживанием дачных маршрутов. Для тех же частников это нерентабельно, а на МКП попросту не знают, смогут ли подготовить необходимое для этого число транспортных средств. Дачный сезон может быть омрачен нерегулярными перевозками, и тогда еще одной громкой проблемой в Оренбурге станет больше.
Понимают ли это всё чиновники?
В феврале 2021-го перед 769 сотрудниками был долг в размере около 4 млн. рублей. Погашен он был только после вмешательства надзорного ведомства. И эта ситуация повторяется с завидной регулярностью: в прошлом году экс-начальники предприятия получили ровно за подобное сразу несколько представлений от прокуратуры. А их за несколько лет сменилось более пяти. Экс-прокурор Оренбурга в начале марта подчеркивал, что на предприятии сложилось бедственное положение, а вследствие проблем были заблокированы счета, что тоже никоим образом не помогло МКП.
Общие долги перед ресурсоснабжающими предприятиями и поставщиками топлива и запчастей, по данным прокуратуры, составляют около 150 млн. рублей. Недавно администрация города и городской Совет выделили дополнительные 50 млн. рублей в поддержку предприятия, несмотря на то, что часть депутатов и надзорное ведомство считают эту помощь лишь сиюминутной, а не направленной на оздоровление предприятия.
Видя такое положение дел, с МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» начали массово увольняться сотрудники. Низкая и несвоевременная оплата труда, разломанная техника и падение пассажирооборота сыграли свою роль, и началось неизбежное: отток рабочих.
Как решить проблему
Уже завтра, 20 апреля, глава Оренбурга Владимир Ильиных выступит на заседании Горсовета с докладом о деятельности администрации города в 2020 году. И одна из его тем касается МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». Как стало известно, в 2024 году предприятие подлежит ликвидации либо преобразованию в хозяйственное общество в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148 «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности» возможно сохранение предприятия для перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом (троллейбусы).
Какова ситуация с теми же троллейбусами в Оренбурге, тоже давным-давно всем известно: этот вид транспорта медленно, но верно умирает…
Как видим, ситуация на МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» говорит сама за себя: без вмешательства губернатора Оренбургской области Дениса Паслера проблемы предприятия не решить. И как бы чиновники не пытались оттянуть неизбежное, решать проблемы МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» всё равно придется. И отнюдь не полумерами…