Оренбург - новости, афиша, погода, происшествия » Новости Оренбурга сегодня - Архив » Обитатели Полдневного Урала задыхаются. Кто виноват?

Обитатели Полдневного Урала задыхаются. Кто виноват?

28 май 2021, Пятница
142
0
  • 0
Мы решили разобраться в проблеме и посетили объекты, которые могут доставлять неудобство людям, источая неприятный запах.

«Нас травят! Помогите!»


Экология в Оренбургской области -  один из самых важных вопросов повестки дня. Ежедневно местные жители сетуют на то, что невыносимая вонь стала частью их жизни. Если последние несколько лет, в основном, жаловались жители Сорочинска и Переволоцка на регулярные выбросы сероводорода, то с недавних пор к ним присоседились и жители поселка Южный Урал Оренбургского района. Как утверждают жители небольшого населенного пункта под Оренбургом, удушающие, неприятные запахи начали проявляться с апреля этого года. Порой невозможно не просто выйти на улицу, а даже сидеть дома с наглухо закрытыми окнами - неприятный душок проникает в жилища. Причем, как рассказывают жители поселка, сначала появляется запах гари, а после – тухлых яиц. Пытаясь привлечь к себе всеобщее внимание, люди устраивают фотосессии с противогазами, записывают видеообращения и заказывают билборды.



По мнению сельчан и министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александра Самбурского, причиной неприятного амбре стали объекты «Оренбург Водоканала». Они посчитали, что иловые поля предприятия, кстати, впервые за 47 лет существования, нестандартным образом отреагировали на жару и начали источать сероводород..


А был ли проведен полный анализ деятельности всех предприятий, находящихся в округе Южного Урала, ведь в шаговой доступности от поселка, который подвергся зловонным атакам, находится и животноводческая ферма, и фирма по производству мясных продуктов, и стихийная свалка, и даже военный аэродром, не говоря уже о нефтяных задвижках?


Справедливо было бы установить влияние каждого из этих источников на присутствие дурного запаха в поселке. А этой проблемой пока никто, к сожалению, не занимался. Да и зачем, как говорится, если «козел отпущения» найден? Несколько лет назад «Оренбург Водоканал» уже выплачивал штрафы и занимался переоборудованием систем, которые, по мнению общественности и правительства области, мешали людям дышать полной грудью. Однако, как возникали периодически жалобы на появляющуюся внезапно вонь, так и продолжают возникать. Никого это не смущает?



В прокуратуре области, отстаивая права оренбуржцев, потребовала решить проблему. Региональные Росприроднадзор и Роспотребнадзор возбудили административные дела из-за загрязнения воздуха в поселке. Ведутся расследования и проверки.


Жителей такие меры не совсем устраивают - они требуют немедленно решить проблему, раз и навсегда избавить их от вони. Причем вопрос ставят ребром - иловые поля, как им видится, необходимо ликвидировать. А если этого не будет сделано, они поднимут проблему до федерального уровня. Причем до этого уже дошло, в столице активистка уже вышла на улицу с плакатом, посвященным Южному Уралу.


Кстати, за все время этих бурных событий не зафиксировано ни одного случая отравления сероводородом у жителей Южного Урала, хотя превышения ПДК контролирующие органы в жилой застройке фиксировали.


Понюхали сами. Не пахнет!


В общем, на иловые поля теперь съезжаются желающие своим носом ощутить здешний запах. И мы тоже решили проверить собственным носом, с чем же столкнулись жители Южного Урала.


Днем несмотря на палящее солнце, постороннего и тем более удушающего запаха в населенном пункте не было. Возможно, его притупил дождь, прошедший накануне. Не появилось зловонное амбре и в близлежащем дачном массиве, и в соседнем Авиагородке, как и в поселке Пруды.



Не почувствовали мы чего-то ужасного и по дороге на иловые поля, находящихся в пяти километрах от Южного Урала. Уже непосредственно на самих очистных сооружениях неприятно, безусловно, повеяло. Но даже не канализаций, а скорее болотистой местностью. В глазах не потемнело, без чувств никто не падал. Во многих дворах вблизи мусорных контейнеров пахнет гораздо мощнее.


Для тех, кто смутно себе представляет, что такое иловые поля, поясним. С виду это около двух десятков ям, заполненных отнюдь нет не экскрементами, как полагают многие, а обезвоженными в естественных условиях осадками сточных вод, которые в конечном итоге становятся агрохимическим удобрением. Все процессы происходят на открытых площадках, чтобы равномерно испарялась влага. Периодически машинист водоканала регулирует задвижку по подаче надиловой воды в канализационную насосную станцию для дальнейшей перекачки на очистные сооружения.



Никакой аппаратуры, где бы можно было ровно в 21:00, а именно в такое время люди жалуются на испорченный воздух, открыть краник для сброса, нет. Не нашли мы тут ничего, что могло бы порождать запах гари, на который регулярно указывают жители Южного Урала. Тут лишь птицы, которые гнездятся и питаются, ветер и поле. Часть ям, к слову, несколько лет не функционируют, предприятию вполне достаточно тех, что имеются. Все их содержимое высохло и поросло густой сочной травой.



Компанию птицам составляет лишь одинокий самоходный разбрызгиватель «ТУМАН-1М», который обрабатывает поверхность испарения иловых полей реагентом для нейтрализации неприятных запахов BioTerminator и Airhitone. В последние недели, в связи с жалобами сельчан, количество обработок решили увеличить в несколько раз.




Оренбург Водоканал» в апреле и мае этого года не производил как плановых, так и внеплановых или аварийных работ, аварийных отключений, связанных с залповыми или аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от своих объектов. Технологический процесс утилизации отработанного ила непрерывен и стабилен 24 часа в сутки, 365 дней в году, он исключает возможность залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их просто не из чего делать. Жители Южного Урала утверждают, что ситуация ухудшилась из-за возросшей нагрузки на очистные сооружения. Но транспортируемые объемы ила за последние десять лет напротив уменьшились. Произошло это в связи с тем, что оренбуржцы, наконец, стали экономить воду. Технология утилизации не нарушена и осуществляется в обычном режиме. С целью выхода из создавшейся ситуации запланировано проведение экологического аудита иловых полей и круглого стола с привлечением отраслевых экспертов, - рассказал генеральный директор ООО «Оренбург Водоканал» Дмитрий Масловский.



А что с остальными соседями?



Посетили мы и мясоперерабатывающее предприятие, которое начало функционировать в этом районе с 2015 года. Однако внутрь нас никто не приглашал. Территория огорожена высоким забором, и какими технологиями там пользуются, могут узнать только специализированные органы. Например, возник вопрос, где и как происходит утилизация органических отходов, сопровождается ли этот процесс запахом гари или нет.


В нескольких километрах располагается небольшое фермерское хозяйство. Хозяина коров и свиней нам установить не удалось, не исключено, что животных для собственных нужд выращивают военные, поскольку парнокопытные спокойно прогуливаются на территории аэродрома. Попасть самостоятельно туда крупно-рогатый скот вряд ли сможет, для этого им необходимо всем дружно, включая пастуха, перепрыгнуть через забор.



Скажем честно: возле свинарника находиться дольше пяти минут невозможно. От резкого запаха испражнений свиней и коров начинают болеть глаза, дышать невозможно. Вонь такая, что просто темнеет в глазах.



В нескольких метрах от фермы недобросовестные люди устроили несанкционированную свалку, которая растянулась на несколько километров. Свозят сюда абсолютно все - от строительного мусора до бытовых отходов. Зачастую мусор, коего там выросли горы, горит. Вонь стоит похлеще иловых полей.



Что в итоге?


В переписке в мессенджерах жители Южного Урала, пытающиеся найти источник амбре, неоднократно указывают на то, что вонь идет вовсе не с иловых полей, а как раз со стороны мясоперерабатывающего предприятия - несет чем-то тухлым и жженым. Другие же не исключают, что в этом могут быть замешаны газовики или же военные со своим аэродромом. Простые обыватели явно не справятся одним чутьем и обвинениями всех подряд. Для распутывания этого зловонного клубка необходимы куда большие силы, причем действовать они должны сообща, поскольку сейчас «Оренбург Водоканал» вынужден отвечать один за всех.



Ликвидировать иловые поля, как того требуют жители, не получится, это значит перекрыть всему городу канализацию и вернуться к отхожему месту в ведерки или туалет на улице. Переоборудовать по щелчку пальцев то, что безотказно служило верой и правдой около 50-ти лет, - невозможно. Для этого требуются огромные вложения не только водоканала, но и города в целом. Да поможет ли это, если виновником окажется вовсе не «Оренбург Водоканал».


А между тем:


В возникшей ситуации явно прослеживаются несколько направлений. Инициативная группа сельчан работает как хорошее пиар агентство, тут вам и мессенджеры, и каналы, и соцсети – все в ходу. Явно видна попытка политизировать ситуацию. Да и строительное лобби никто не отменял. Хорошая возможность скупить землю подешевле.



Прошедшая вчера в Доме культуры встреча жителей с руководством поселка, минприроды и водоканала показала, что на ситуации решили заработать очки многие. Было видно, что у части присутствующих не было желания объективно разобраться в проблеме, была лишь попытка бичевать. Громко звучали популистские лозунги, умело маскируемые показным возмущением. На общем фоне явно выделялись кукловоды, дергающие за веревочки и раскачивающие ситуацию.


Из конструктивного, если отвлечься от эмоций, то на сегодня назначенный виновник - водоканал ведет активный диалог с жителями, обсуждая возможные меры. На встрече им был озвучен и конкретный план первоочередных мероприятий по сдерживанию неприятных запахов. Однако постоянно выбрасываемые в публичное поле истории в данном контексте начинают уже звучать как-то по-другому и тоже по-другому пахнуть.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры
Войти через: