Зачем Оренбуржью два новых завода по переработке подсолнечника, если сырья нет
Обе компании уже подали заявки на реализацию своих инвестиционных проектов стоимостью соответственно в 23,4 миллиарда рублей и 10 миллиардов рублей, причем оба претендуют на один и тот же участок в Бузулуке. Перед региональным правительством в настоящее время стоит непростой выбор: кому отдать предпочтение. НМЖК настаивает на проведении конкурса, между тем региональные власти ранее уже подписали меморандум о намерениях с «Астоном». В правительстве Оренбургской области уверены, что места у нас хватит и для одного предприятия, и для другого. А вот вопрос сырья для их загрузки, кажется, досконально никем не обсуждался.
Коллеги же из издания «Московский комсомолец» пообщались с одним из ведущих российских экспертов в области сельского хозяйства и масличных культур, гендиректором Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрием Рылько, который считает идею абсурдной.
Выращиваемого в Оренбургской области подсолнечника не хватит для загрузки двух новых предприятий, что приведет к простою новых построенных мощностей. Соответственно, инвестиции будут потрачены впустую и не окупятся, что приведет, в свою очередь, к необоснованному росту цен на масличное сырье и производимую из него продукцию, то есть подсолнечное масло, - уверен Дмитрий Николаевич. - Такие ошибочно принимаемые решения чреваты значительными экономическими потерями и проблемами как для инвестора, так и для Оренбуржья в целом.
Причем весьма скептически эксперт относится и к заявлениям о том, что последние годы в Оренбуржье и соседних областях собирают рекордно высокие урожаи и поэтому сырья хватит для двух заводов - максимальный урожай был в 2019 году и составил в регионе более 1,2 миллиона тонн, в прошлом году в Оренбуржье собрали 900 000 тонн подсолнечника, в этом году рекордного максимума из-за засухи тоже ждать не стоит. По мнению Дмитрия Рылько, хорошие урожаи - понятие относительное для зоны рискованного земледелия, тем более в регионе закупают подсолнечник четыре главные компании-переработчики семян: НМЖК, НЭФИС, «Русагро» и «Сигма». У них есть здесь свои элеваторы и перерабатывающие предприятия в соседних регионах. То есть значительная часть собранного в регионе подсолнечника уже итак перерабатывается, в том числе Сорочинским маслоэкстракционным заводом (порядка 600 тысяч тонн в год).
Хватит ли остатков для новых мощностей? Даже при рекордных урожаях - нет, вероятно даже для одного нового предприятия с планируемой переработкой в миллион тонн. В соседних регионах, откуда можно было бы завозить сырье, ситуация не лучше - при рекордном урожае 2019 года соседи собрали 2,6 миллиона тонн подсолнечника, а работающие на их территории предприятия перерабатывают до трех миллионов тонн в год, то есть уже столкнулись с дефицитом сырья. В таких условиях рассчитывать на закупку большого объема семян подсолнечника в Самарской или Саратовской областях, Башкирии или Татарстане явно не приходится.
Исходя из всего вышеизложенного, открытие двух новых производств в Оренбургской области с мощностью переработки каждым по миллиону тонн подсолнечника в год эксперт вполне обоснованно назвал полным абсурдом. Тем более сажать и собирать больше подсолнечника наш регион вряд ли сможет, потому что засеваемые подсолнечником в Оренбуржье площади уже достигли своего максимума.
Подписаны на Новости Оренбурга онлайн @orenday_ru ? А мы Вас ждём.