«Профессиональный жалобщик» не обошел стороной закупку в Оренбурге
30 декабря 2021 года управление строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга разметило на сайте госзакупок тендер на благоустройство сквера у Центра детского творчества Промышленного района. Эта территория длительное время ждала, когда, наконец, до нее у чиновников дойдут руки в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды».
Так называемый сквер у ДК «ТРЗ» несколько лет подряд был в лидерах народного голосования за объекты, планируемые к благоустройству, но в правительстве региона включали в список то Набережную, то лесопарковую зону на улице Березка, но только не сквер на Маяке. Горожане уже и не чаяли, что их услышат…
Опубликование закупки стало настоящим новогодним подарком жителям Промышленного района. Почти за 76 миллионов рублей подрядчик должен подготовить территорию к благоустройству, провести демонтажные работы, проложить инженерные сети, установить МАФы, выполнить благоустройство и озеленение, замостить площадки и тротуары. Именно на последние уйдет самая большая статья расходов - более 27,3 миллиона рублей, на электроснабжение - 9 650 000 рублей, на МАФы - более 13 миллионов рублей, на сети связи - более 6,2 миллиона рублей, систему видеонаблюдения - почти 2 миллиона рублей, демонтажные работы обойдутся более чем в 1,3 миллиона рублей, на озеленение сквера потратят 693 000 рублей.
Финансирование будет осуществляться из бюджетов трех уровней - федерального, регионального и муниципального. Подать заявки на участие в тендере желающие выполнить за эти деньги работы по благоустройству сквера могли до 13 января, в минувшую пятницу должен был состояться соответствующий аукцион с определением победителя. На тендер было подано пять заявок, четыре участника были комиссией допущены до конкурса, минимальная предложенная участниками сумма выполнения работ составила 75 156 948 рублей.
В благоустроенном сквере, исходя из техзадания, должна появиться парковка для велосипедов, скейтпарк, спортивная «стенка», альпинистские стенки, турники, тренажеры, теннисный стол, качели, карусели, стойка для игры в волейбол, канатные переходы, дерево знаний для обучения счету, гандбольные ворота с баскетбольным щитом, многочисленные спортивные, например, в форме пятигранников, и игровые комплексы (песочный дворик, мастерская-кухня, корабль с горкой, башни с переходами и даже стилизованный под маяк), скамьи со спинками и без, урны.
Также в сквере собираются обустроить туалетный отапливаемый модуль размерами более шести метров в длину и 2,3 метра в ширину на три места с антивандальными унитазами и раковинами, водонагревателем и секцией для людей с ограниченными возможностями здоровья, оборудованной откидными и стационарными поручнями. Естественно, по периметру места отдыха планируется установка многочисленных светильников, а также высадка сирени, ясеня, тополей, рябин, кленов, берез. Срок выполнения всех работ ограничен 1 сентября 2022 года.
Но... 12 января один свердловский бизнесмен подал жалобу на документацию данной закупки. Ее рассмотрение региональным УФАС в режиме видеоконференции назначено на 19 января. Пока определение поставщика по закупке из-за этого приостановлено. Примечательно, что данного предпринимателя, зарегистрированного лишь в августе 2021 года, уже прозвали «профессиональным жалобщиком». Им подано в ФАС за считанные месяцы более 500 жалоб на крупные закупки по всей стране, которые зачастую касаются именно благоустройства территорий, причем часть из них были признаны обоснованными.
Около месяца назад была аналогичная ситуация с благоустройством парка культуры и отдыха металлургов в Нижнем Тагиле (закупка более чем на 95 миллионов рублей). Тот же предприниматель указал на нарушение федерального закона № 44 в документации к закупке. В частности, в техзадании он усмотрел тот факт, что заказчик предъявляет излишние требования к урне для мусора: вес, покрытие металлических элементов, гарантийный срок на порошковое покрытие. Он просил приостановить торги и обязать заказчика всё исправить. За день до рассмотрения в УФАС жалобы на тагильскую закупку бизнесмен ее отозвал.
А перед самым новым годом в ХМАО-Югра по его жалобе была более чем на месяц «заморожена» закупка на строительство больницы в поселке городского типа Приобье. Заявитель указывал, что заказчик установил требования, которые могут привести к злоупотреблению правом, правовой неопределенности и непредсказуемости действий заказчика. Он указывал и на иные нарушения, но через считанные дни свою жалобу отозвал. На данный аукцион заявились екатеринбургская компания «СУ5ГРУПП» и ООО «Титан-профиль», которое предложило выполнить работы по меньшей стоимости, но по итогам рассмотрения предоставленных документов комиссия выбрала победителем торгов именно екатеринбургского подрядчика.
Что же не понравилось предпринимателю в оренбургской закупке? По мнению заявителя, заказчик нарушил положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной цены контракта. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования этого каталога устанавливаются Правительством РФ, - разъясняет свою позицию предприниматель.
В общем, исходя из его доводов, согласно Правил КТРУ заказчики обязаны при планировании закупки и ее осуществлении применять информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ, при этом указывать следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги; описание товара, работы, услуги. Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции КТРУ. Но при этом в случае предоставления дополнительной информации он должен включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
В общем, опять все претензии свелись к излишним требованиям заказчика в техзадании, не предусмотренным позициями КТРУ. Для товара «Урна», например, они следующие: должна состоять из каркаса, выполненного из металлической полосы шириной не менее 40 мм, металлического уголка сечением не менее 32х32 мм с толщиной полки не менее 3 мм и корпуса, выполненного из деревянных досок сечением не менее 50х30 мм.
Для «Ворот гандбольных», согласно аукционной документации, установлены следующие характеристики, не предусмотренные КТРУ - «Каркас ворот должен быть изготовлен из металлических труб диаметрами не менее 42 мм и не менее 33 мм, металлического равнополочного уголка сечением не менее 63х63 мм и клееного деревянного бруска сечением не менее 90х90 мм».
Заказчиком в техзадании установлены дополнительные характеристики к поставляемым товарам, не предусмотренные позициями КТРУ, при этом он не разместил надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик, - заключил инициатор жалобы. - Таким образом, действия заказчика противоречат положениям Постановления Правительства РФ и нарушают Закон о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения.
Оренбургское УФАС бизнесмен в рамках соблюдения Закона «О защите конкуренции» просил до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов направить заказчику уведомление о приостановлении торгов, указав, что тот не может заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным. Если региональное УФАС признает доводы жалобы обоснованными, то заказчику должно быть выдано предписание об устранении нарушений в конкурсной документации.
Посмотрим, чем все закончится у нас.