После разгерметизации нефтепровода «Газпромнефти» почва так и остается загрязнённой
В районе села Верхняя Платовка, неподалеку от рек Самара и Платовка, на нефтепроводе, эксплуатируемом ООО «Газпромнефть Оренбург», ещё 4 января произошла разгерметизация. От загрязнения нефтепродуктами пострадали сельскохозяйственные угодья площадью 0,15 га.
На первоочередное устранение последствий порыва нефтепровода ушло около двух недель: техника снимала загрязненный слой почвы и вывозила его на полигон «Велес» в Переволоцкий район. На утилизацию поступило около 5 000 кубометров земли. Трубопровод, который дал течь, починили, промыли и вывели из эксплуатации.
Было снято около полуметра почвогрунта, после чего сделали обволовку с трех сторон. Но и после произведенных работ на земле были заметны следы нефтесодержащей жидкости, - рассказал Виктор Иванов, член Экологической комиссии при Министерстве природных ресурсов Оренбургской области, общественный инспектор в области обращения с животными.
В начале апреля во время таяния снега проблем стало еще больше: на месте вырытого оврага образовалось довольно глубокое и опасное озеро, смердящее нефтепродуктами, в которое могли угодить как птицы, так и животные. На водяной глади сверкала радужная пленка, а ближе к берегам рукотворного водоема образовывались грязно-серого цвета хлопья.
Сказать, попало ли что-то в реку Самара, которая находится в шаговой доступности от разлива нефти, сложно. Для этого необходимо делать соответствующие замеры, но этим должны заниматься специалисты. Чтобы добиться полноценного расследования и выяснить, не пострадала ли от нефтепродуктов река, а также, чтобы наказать виновных в загрязнении почвы, 14 апреля я направил обращения руководителю Оренбургской природоохранной прокуратуры и в региональное Управление Росприроднадзора. Ответы ещё не поступили, - добавил Виктор Григорьевич.
В настоящее время воду из озера практически полностью откачали, остались лишь небольшие лужи и вязкая грязь. Но тошнотворный специфический запах никуда не делся. Следует отметить, нефтепродукт так и не собрали до конца. На поверхности все также заметны черные нефтяные пятна.
Работники ООО «Газпромнефть Оренбург», которые дежурят возле «болота» под аккомпанемент лягушек, как они заверили, и днем и ночью, собирают с поверхности воды нефтепродукт, помещают его в пакеты и передают для утилизации на полигон. Невольно возникает вопрос: это же сколько «черного золота» осталось после аварии, что его неделями напролёт раскладывают по пакетикам? И это при том, что было вывезено почти 5 000 кубометров загрязненной почвы?
Кстати, часть откачанной из озера воды спускают тут же, перетянув шланг через обволовку.
Зачем же вы дальше загрязняете почву своими действиями, там же остатки нефтепродукта плавает?! – поинтересовались мы.
Нефть легче воды. Пленка только на поверхности, мы воду из глубины перекачиваем и ничего в почву не попадает. Тем более там травяной фильтр расположен, который задерживает нефтепродукт, - поделился работник ООО «Газпромнефть Оренбург».
Вот только про глубину можно было рассказать в середине месяца, пока стояло озеро по колено, теперь же это чревато дальнейшим распространением загрязненной воды.
Всё безобразие происходит на территории водоохранной зоны.
Пока мы изучали место техногенной аварии, появился мастер ООО «Газпромнефть Оренбург». Он рассказал, какие работы проводятся на месте и почему за столь долгий срок не смогли ликвидировать оставшиеся следы нефтепродукта.
Сейчас разрабатывается комплекс мероприятий по наведению порядка здесь. Когда сойдут грунтовые воды, а они мешают зайти технике, мы приступим к работе. Проведем зачистку: снимем слой загрязненной земле и завезем плодородную почву, - уточнил Евгений Андреев, мастер цеха технического обслуживания ремонта трубопровода.
В общем, сколько еще участок, на котором велся сенокос, простоит в таком виде не известно - грунтовые воды проступают, а нефтепродукты убывают крайне медленно.
Пока не понесло наказание и предприятие, по вине которого пострадали сельхозугодия. Проверки проводились, но пока не дали результата.