Закрытие в Оренбуржье противотуберкулезных санаториев объясняют снижением заболеваемости
Как известно, заболеваемость туберкулезом в Оренбургской области не дремлет - тысячи пациентов сегодня вынуждены бороться с тяжелым недугом, лечение которого растягивается на слишком долгое время. Чтобы пациенты после длительного основного курса лечения могли проходить реабилитацию и профилактику вне больничных стен, в регионе с советских времен действовали сразу несколько санаториев фтизиатрического профиля, где люди поправляли свое здоровье кумысолечением и климатотерапией. Подобные здравницы специально располагались на лоне природы в красивейших уголках Оренбуржья, потому что чистый воздух, наполненный ароматами разнотравья и сосновой смолы, тоже способствует тому, чтобы организм шел на поправку.
Так детский противотуберкулёзный санаторий в Джанетовке, история которого уходит корнями аж в 1884 год, когда его основал шотландский врач Джорд Карррик, не принимает детей уже третий год. В этом году на него обратили свой взор оренбургские чиновники. В минздраве региона пообещали, что проведут здесь восстановительные работы: отремонтируют водовод и пищеблок, приведут корпуса в порядок, в которых выполнят косметический ремонт. Если надзорные органы все работы примут, то санаторий в Джанетовке обещает открыть свои двери для маленьких пациентов летом 2023 года. Но если с детской здравницей забрезжила хоть какая-то надежда на возобновление работы, то что с остальными?
Может чиновникам еще стоит вспомнить и о санатории «Красная поляна» в Новосергиевском районе, носившем когда-то статус всесоюзного? Помнится, в областном правительстве уверяли, что санаторий заработает в полном объеме в 2019 году. Санаторий «Красная Поляна» в одноименном поселке появился в 1903 году как частная кумысолечебница. Когда-то сюда приезжали на восстановление пациенты со всего Советского Союза. Но сегодня три десятка домиков, столовая, библиотека, клуб с танцплощадкой просто в убитом полуразрушенном состоянии. И просвета в будущем санатория, хотя он дает рабочие места местным жителям, не видно.
Аналогичный санаторий «Степной Маяк» находится также в одноименном поселке неподалеку от Красной Поляны, но его работа была приостановлена в 2016 году. Как пояснили в правительстве региона, «…здания жилых корпусов 1898 года постройки находятся в чрезвычайно ветхом состоянии и представляют угрозу жизни и безопасности пациентов и персонала». Речи о приведении их в нормативное состояние и возобновлении приема пациентов, перенесших туберкулез, сегодня также не идет.
На наш редакционный запрос по поводу работы этих санаториев в минздраве Оренбургской области сообщили следующее:
Санаторное отделение «Степной маяк» (на 100 коек) закрыто на консервацию с 2016 года, в санаторном отделении «Красная поляна» (на 200 коек) в течение последних лет наблюдается значительное сокращение потребности в предоставлении путевок, а также востребованность оздоровления после перенесенного заболевания фтизиатрического профиля в федеральных противотуберкулезных санаториях. Снижение количества оздоровленных пациентов в областных санаториях объясняется также общим постоянным снижением уровня заболеваемости и распространенности туберкулеза в Оренбургской области: если в 2019 году заболеваемость составляла 48,6 на 100 тысяч населения, то в 2021 году она составила 37,8 случая на 100 тысяч населения (снижение на 22,2 процента). Распространенность среди жителей Оренбургской области заболевания туберкулезом в 2019 году составляла 146 человек на 100 тысяч населения, в 2021 году - 123,7 на 100 тысяч населения (снижение на 15,3 процента). Следует также иметь ввиду, что в санатории «Красная поляна» деревянные домики для проживания больных 1903-1911, 1970-1980, 2006-2007 годов постройки, что объективно препятствует обеспечить должный уровень оздоровления. Между тем, кумысолечение пациентов проводится во всех отделениях областного противотуберкулезного диспансера: поставка кумыса, как одного из компонентов усиленного питания больных туберкулезом, проводится на основании договора, заключаемого после проведения процедуры торгов.
В общем, как следует из слов чиновников, восстребованности в данных учреждениях в регионе нет, так что смысла тратить на них деньги они не видят. Что весьма печально...