В новом году значительно вырастут штат и расходы минарха Оренбуржья
Сегодня в едином порыве единороссы забрали часть полномочий в сфере рекламы и регулирования торговой деятельности у мэрии Оренбурга и преподнесли их на блюдечке областному минархитектуры, а администрация Оренбургского района таким же образом лишилась части полномочий в области градостроительной деятельности.
Причем, сама региональный министр архитектуры Наталья Ибрагимова, как и губернатор Денис Паслер, на заседании не присутствовали. «Отдуваться» пришлось замминистра Татьяне Берест, которая не на все вопросы депутатского корпуса смогла аргументированно и четко ответить.
Сначала забрали градостроительство. Показалось мало…
Напомним, что около двух лет назад также со скандалом областной центр лишился значительной части (8 из 13) градостроительных полномочий, которые перешли региональному минарху, хотя общественность, местные архитекторы, да и глава Оренбурга с председателем Горсовета были против. В итоге, теперь не муниципальная власть решает, как застраивать областной центр, какие изменения вносить в Генплан города и как формировать план застройки территорий, а региональное правительство в лице министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития области.
Теперь то же самое в областном центре произошло с рекламой и торговой деятельностью. Изменения, как уверяют чиновники, обусловлены необходимостью оптимизации условий осуществления и развития торговой деятельности, а также отношений в сфере рекламы на территории столицы Оренбуржья.
Только на эти цели на 2023 год из бюджета области придется добавить минархитектуры 30 миллионов рублей. Для осуществления перераспределяемых полномочий потребуется увеличение штатной численности государственных гражданских служащих в минархитеке на четыре человека, что повлечет увеличение расходов областной казны на 2023 год в размере 5 миллионов рублей, а также создание государственного казенного учреждения с общей численностью сотрудников в 20 штатных единиц, что повлечет увеличение расходов областного бюджета еще на 25 миллионов рублей. При этом для размещения сотрудников ГКУ предполагается арендовать помещение, авто. На рассмотрение была представлена подробная смета расходов, вплоть до скрепок…
Новшество пытались объяснить необходимостью упорядочить деятельность в сфере рекламы и нестационарной торговли в областном центре, которые следует привести к нормам градостроительного законодательства, ссылались на необходимость создания единого красивого облика Оренбурга, даже оправдывались внедрением дизайн-кода.
Парламентарии задавали уточняющие вопросы. Например, чем будут заниматься городские чиновники, если часть обязанностей с них снимают, а количество сотрудников и расходы на них при этом не меняются. Оказалось, что контроль за указанными сферами у муниципалитета никто не отбирает - он будет по-прежнему заниматься заключением договоров на размещение рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов, демонтажом незаконных и прочей своей привычной деятельностью. А вот минарх будет выполнять стратегические задачи - разрабатывать схемы их размещения, корректировать существующие, чтобы объекты отныне гармонично вписывались в общую концепцию архитектуры областного центра. Создаваемое же ГКУ с 20-ю сотрудниками и тратами на их содержание в 25 миллионов рублей в год будет непосредственно задействовано в выездах на место.
Изначально у города планировали забрать полномочий поболе, но потом несколько умерили аппетиты. Запланированное же финансирование на эти цели никто уменьшать не стал.
От рекламы областной центр в настоящее время получает около 23 миллионов рублей дохода в год. А вы предлагаете тратить 30 миллионов на содержание 24 человек, которые будут заниматься наведением порядка с рекламой?! Где экономическая целесообразность?! - попытался выяснить парламентарий Нурлан Мунжасаров.
Докладчик по законопроекту Дмитрий Кулагин изумил народного избранника - он уверял, что инициатива как раз и позволит повысить эффективность получения дохода от размещения рекламных конструкций, устранит недоработки и корыстные проявления в рекламном бизнесе, сделает его доходным для казны.
Чтобы что-то получить, в это надо сначала что-то вложить, а потом расходы обязательно окупятся, когда будет наведен порядок и выработан единый подход к облику города. Проблемы в сфере торговли и рекламы в областном центре есть, будучи непродолжительное время мэром, я погружался в эту тему, но там все довольно непросто. Область однозначно справится с их решением лучше, - отмахнулся от досужего депутата Дмитрий Кулагин. - Работы хватит всем!
Кстати, в настоящее время в областном центре из 1127 торговых объектов (255 из которых - сезонные), на законных основаниях по договорам работают лишь 768, дохода от которых казна города получает порядка 54 миллионов рублей в год.
Что же касается 30 миллионов, которые потребуются на содержание чиновников минарха и ГКУ, к которым перейдут от муниципалитета новые функции, парламентарии так и не добились четкого финансово-экономического обоснования данной суммы. Им сказали, что они всё увидят 1 ноября, когда получат проект бюджета области на 2023 год…
Я так понимаю, что ничего в областном центре особо не изменится, будет лишь создана красивая концепция за 30 миллионов рублей и трудоустроены 24 новых архитектора-проектировщика. Но реклама и торговля - сейчас не те проблемы, которые нужно решать, тратя на это миллионы! Сейчас, кажется, не время для украшательства, - пытался посеять зерно разума и депутат-коммунист Максим Амелин.
Поддержал коллегу представитель ЛДПР Максим Щепинов, ссылаясь на то, что бюджет на 2023 год будет сложным - не разумно плодить лишних чиновников. Этим десяткам миллионов рублей, естественно, нашлось бы лучшее применение, чем арендовать помещения и авто.
Член фракции «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» Екатерина Калегина посоветовала эти немалые деньги направить на развитие и приведение в порядок соответствующей инфраструктуры в сфере рекламы и торговли, чтобы она была красивой и удобной для предпринимателей.
На что зампредседателя регионального заксоба Александр Трубников попросил не вводить никого в заблуждение и не «мнить себя стратегом, видя бой со стороны». Учитывая рост собираемости налогов, деньги в бюджете на новые функции минарха, как он пояснил, найдут, тем более что областному центру это крайне необходимо. Учитывая, как город преображается в последнее время, мол, не нужно вставлять палки в колеса большой работе министра архитектуры области.
А другой замспикера ЗС области Александр Куниловский и вовсе попросил несогласных не учить команду губернатора работать.
В итоге, позорная законодательная инициатива, так рьяно насаждаемая, была одобрена единороссами сразу в двух чтениях. Финальное голосование выглядело следующим образом: «за» - 29 человек (ровно столько в ЗС единороссов), «против» - 14, воздержались 4 депутата.
В пригородных селах «править балом» тоже будет Ибрагимова
Следом 30 голосами «за», 14 «против» и тремя воздержавшимися региональному минарху вручили часть полномочий в области градостроительной деятельности от органов местного самоуправления сельских поселений Оренбургского района. Мнение 31 сельсовета никто и не спросил. Просто решили, что город и Оренбургский район - давно одно целое - единая агломерация, поэтому полномочия следует забрать и у района. На что прозвучал резонный вопрос: «Что же тогда сразу и у Сакмарского района функции не взяли»?
Помнится, когда создавалось в регионе минархитектуры, речь шла об усилении работы с архитекторами на местах. И что же мы видим сегодня? Почему вы у Орска не отбираете ничего? Потому что там ничего не строится? Вот и учите их работать! Не лучше ли эти деньги вложить в тех людей, которые есть на местах?! Пытались ли их обучить? Не целесообразнее ли потратить эти деньги таким образом? А то у нас министерство архитектуры скоро станет крупнее минсельхоза! Когда стоит вопрос о прибавке в 200 рублей «детям войны», у нас в бюджете денег на это нет, а тут - пожалуйста! - бурно высказал свою позицию коммунист Сергей Романенко.
На что Александр Куниловский парировал - мол, у нас не бизнес-корпорация, а то, что у города есть поселки - это вообще недостаток, который следует исправлять, создавая в агломерации единый архитектурный облик.
КОНКРЕТНО
Какие функции передадут от города минархитеку в области рекламы и торговли?
К полномочиям органов госвласти Оренбуржья, таким образом, в будущем году будут относиться следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы:
утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, а также зданиях и ином недвижимом имуществе, находящихся в госсобственности или муниципальной собственности, и внесение в неё изменений;
выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций либо отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также аннулирование таких разрешений;
определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и не допустимых к установке в городе, в том числе требований к таким рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки;
выплата компенсаций владельцам рекламных конструкций в случае внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, в результате чего место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции признано недействительным;
выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, удаление информации, размещенной на такой рекламной конструкции;
демонтаж рекламных конструкций в городе в случаях, если в установленный срок собственник, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по ее демонтажу, либо собственник данного недвижимого имущества неизвестен, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия собственников на ее установку и эксплуатацию, а также хранение демонтированных конструкций и их уничтожение;
обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций или в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки;
обращение к владельцам рекламных конструкций, собственникам недвижимого имущества, к которым были присоединены рекламные конструкции, с требованием о возмещении необходимых расходов, понесенных в связи с их демонтажем, хранением и уничтожением.
К полномочиям органов госвласти Оренбургской области будут относиться также следующие полномочия органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности:
разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение в нее изменений;
организация и проведение торгов на право заключения договора на размещение НТО;
заключение договоров на размещение НТО, внесение в них изменений и расторжение таких договоров;
опубликование утвержденной схемы размещения торговых объектов и вносимых в нее изменений.
1