В районах Оренбуржья у депутатов нет средств на исполнение наказов избирателей
Получается, люди к нам приходят на прием, что-то просят, а мы сами ничего сделать не можем, лишь обращения в соответствующие органы направлять, благо бумага и ручка есть. Естественно, у жителей возникает резонный вопрос - зачем тогда нужны депутаты. Но мы же не волшебники! Из собственного кармана выделить денег не можем, ведь депутатской зарплатой нас тоже не балуют, такая роскошь есть лишь у некоторых народных избранников Оренбурга, работающих на постоянно основе, - рассуждает один из депутатов районного Совета.
"Денег нет, но вы держитесь!"
Действительно, на наш редакционный запрос в Совете депутатов Абдулинского городского округа сообщили, что в соответствии с Уставом МО Совет депутатов горокруга является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всенародного тайного голосования сроком на пять лет. При этом все депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, то есть безвозмездно. Основной формой деятельности Совета депутатов городского округа является проведение заседаний. Собственно, чем всё практически и ограничивается.
Выделения средств на исполнение наказов избирателей в бюджете Абдулинского городского округа не предусматривается в связи с тем, что бюджет муниципального образования является высокодотационным. В структуре доходов казны МО за последние три года значительную часть составляют безвозмездные поступления от других бюджетов. Безвозмездные поступления в бюджет Абдулино в последние годы превышают 68 процентов, - пояснил председатель Совета депутатов Абдулинского городского округа Владимир Шилов. - В соответствии с Бюджетным кодексом РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, Абдулинский горокруг не имеет права на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения. Выделение же бюджетных средств депутатам Совета на исполнение наказов избирателей к вопросам местного значения городских округов не относится.
Также в бюджете горокруга, как оказалось, не предусматриваются средства и на обеспечение деятельности депутатов Совета, то есть оплату труда помощников, транспортные расходы народных избранников, приобретение ими бумаги и канцелярских принадлежностей. Связано это с тем, что данные расходы не связаны с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления при условии, что бюджет МО - высокодотационный.
Благо, помещения для приема граждан местным депутатам в соответствии с утвержденным графиком все-таки предоставляют.
На общественных началах
Подобные ответы на свои вопросы мы получили и в Совете депутатов Пономаревского района, где депутаты также осуществляют свою деятельность на непостоянной основе.
Расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов. Регламентом Совета депутатов определено, что организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение заседаний Совета депутатов и деятельности депутатов обеспечивает администрация района в пределах средств, предусмотренных в казне района. Ежегодно в местный бюджет закладываются финансы, необходимые на обеспечение деятельности Совета депутатов, - уверяет председатель Совета депутатов Пономаревского района Виктор Чегодаев, правда, ни конкретных сумм, ни на что их хватает, озвучивать он не стал, как и обошел стороной выделение средств на исполнение наказов избирателей. - Порядок возмещения расходов, связанных с использованием председателем Совета личного транспорта в целях осуществления полномочий по организации деятельности Совета регулируется решением Совета депутатов, а вот порядок возмещения расходов другим депутатам, связанным с их деятельностью, Советом депутатов не принимался.
Также Уставом МО «Пономаревский район» установлено, что депутат Совета может иметь не более двух помощников, работающих на общественных началах. В здании районной администрации выделено помещение для работы Совета депутатов и осуществления ими депутатской деятельности, которое оборудовано мебелью, оргтехникой и средствами связи.
А городские депутаты - с миллионами
В то же время, например, каждому из 40 депутатов Оренбургского городского Совета на исполнение наказов избирателей на своем округе ежегодно из бюджета выделяется по 10 миллионов рублей. Число депутатов Оренбургского Горсовета, которые могут работать на постоянной основе, не может превышать десяти процентов (не более четырех депутатов) от общего числа, сюда входят председатель Совета и его заместитель. Остальные депутаты, выразившие желание работать на постоянной основе, определяются на основании их личных заявлений.
При зарплате лишь председатель и зам
В Орском городском Совете депутатов наказы избирателей также утверждаются. Но нет ни четких сумм, ни даже источников финансирования.
В настоящее время ведется работа по подготовке к рассмотрению проекта решения «О наказах избирателей». В рамках данной работы будут определяться источники финансирования, суммы на исполнение наказов, а также механизм реализации данного решения, - отчиталась председатель Орского Горсовета Галина Вереницина. - Депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий в сумме 20 000 рублей. В случае заключения договора между помощником депутата и Горсоветом сумма, направляемая депутату на возмещение расходов, связанных с его деятельностью, уменьшается на сумму вознаграждения помощнику и страховых взносов за него в государственные внебюджетные фонды.
В Орском Горсовете депутатов, трудящихся на постоянной основе, двое - председатель Горсовета и заместитель. Возмещению подлежат следующие расходы орских депутатов: оплата по договору аренды служебного помещения, включая комуслуги; транспортное обслуживание депутата и его помощников; оплата услуг связи, в том числе мобильной, депутату и помощнику; приобретение бумаги и канцелярских товаров; оплата почтовых отправлений; обеспечение деятельности помощников; расходы, необходимые для оказания материальной и финансовой помощи в связи с обращениями избирателей, а также для проведения мероприятий в округе и городе, приобретения подарков и цветов.
Каждый орский депутат имеет график и место приема избирателей в депутатских округах.
По полмиллиона на округ
В Новотроицке денежные средства на выполнение наказов избирателей предусматриваются в бюджете города из расчета 500 000 рублей на один избирательный округ. Соответственно, общая сумма финансирования по 25 избирательным округам на эти цели составляет 12,5 миллиона рублей. Еще три года назад на чаяния избирателей каждый округ получал по 300 000 рублей.
По Уставу города на постоянной основе свои полномочия в Совете депутатов также могут осуществлять лишь два депутата, получая за свои труды денежное вознаграждение. В настоящее время при зарплате в Новотроицке лишь один человек - председатель городского Совета. Остальные трудятся на непостоянной основе, их деятельность не оплачивается.
Средства на обеспечение работы депутатов Горсовета (оплату помощника, транспортные расходы, приобретение бумаги и прочих канцтоваров) не выделяются, - уточнил председатель Совета депутатов города Новотроицка Андрей Мезенцев. - Наши депутаты осуществляют прием в соответствии с графиком.
Не при делах
С расспросами, почему же так несправедливо поступают с районными и сельскими депутатами, orenday обратился к спикеру ЗС области Сергею Грачёву. Он «стрелки перевел» на сами Советы, объяснив, что порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления находится в исключительной компетенции самого представительного органа МО, а финансовое обеспечение деятельности Советов осуществляется исключительно за счет доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Местные бюджеты утверждают и исполняют исключительно органы местного самоуправления. Финансовые обязательства в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов.
А вот региональный парламент неправомочен рассматривать нормативно-правовые акты о выделении депутатам горсоветов и райсоветов финансирования на решение вопросов муниципального значения, а также на обеспечение работы депутатов на местах. В бюджете ЗС расходов на обеспечение деятельности представительных органов МО также не предусматривается.
1