Молоко в глубинке - это способ выживания
Фото: Максим БОТАЛОВ
Кувандыкский городской округ
Природа здешних мест воспета многими поэтами и художниками. И это можно понять: пейзажи завораживают красотой независимо от времени года и погоды. С высоких холмов игриво сбегали талые ручьи. В низинах клокотали потоки. По оврагам воду уносило в луга, которые ниже села Кидрясово. Расположено оно на хорошо прогреваемом солнцем пригорке. И, куда не кинь взгляд, окружено цепью «гор», как называют холмы сами местные жители. Сельчан немного, около ста пятидесяти.
- Я работаю в том магазине, - говорит Райхана Туйгунова. - Он на все Кидрясово один. А вот раньше было три или даже четыре! Ну, кому здесь что покупать? Молодежь отсюда вся разбежалась…
30 лет назад о таком и не думали. В селе была работа, семьи не существовали, а благоденствовали.
К нашему разговору присоединяется муж сельчанки. Было время, когда он трудился водителем на грузовом автомобиле.
- Кидрясово считалось вторым отделением крепкого совхоза «Медногорский», - рассказал Туйгунов. - Главной же считалась центральная усадьба в поселке Блявтамак. И еще отделения были в Идельбаево, Бляве, Рысаево. Жили мы дружно, не тужили! Было дворов 80, никак не меньше. Сейчас половина домов пустуют. Кто спился, кто уехал. Многие наши односельчане ныне живут и работают в Нижневартовске, Североморске, Норильске, Гае, Новотроицке, Медногорске.
Наилю 52 года, его жене Райхане - 48 лет. До того, как появился магазин, работала дояркой. Удои с одной коровы составляли до 10 - 12 литров ежедневно. Сообща выращивали зерновые культуры – пшеницу, рожь и кукурузу на зерно. Заготавливали силос и сено. И лишь Идельбаево, в силу своего расположения, специализировалось на овощах. Картофель, свеклу и морковь тогда раздавали бесплатно. Теперь же витамины выращивают каждый у себя в огороде. Или же покупают за деньги, вырученные с продаж молока. Корова здесь – как в Индии - священное животное.
- Медногорск же почти рядом, - продолжал Наиль, как ни в чем не бывало. - Вот и работаем каждый сам на себя. Делаем молоко, сметану, творог. У соседей семья больше. Они держат восемь дойных коров. А нам с женой много не надо. Хватает и трех. Есть куры-бройлеры, утки и гуси. На что продадим, на то и живем.
Наработана своя клиентура. И хотя работа не пыльная, торговле отведены два дня. Райхана сама звонит покупателям по сотовому и интересуется, кому и какой продукт привезти. Наиля же больше заботит доставка. К выезду автомобиль исправен, заправлен. Жители Медногорска «на ура» разбирают натуральную «молочку».
Еще одно подспорье у Наиля - грузовой автомобиль на базе ГАЗ-53 самосвал. В сухой сезон он для семьи как палочка-выручалочка. Водитель перевозит грунт, песок, глину. Помогает землякам с доставкой кормов. И подрабатывает на стройках, если предлагают «шабашки».
- Раньше сено тоннами в сторону Медногорска возил, потому что в окрестных селах многие держали скотину, - припомнил собеседник. - А теперь оно никому не нужно. Молодежь в села калачом не заманишь, старики же слабеют. Управляться с огородами, скотиной им трудно.
Фарахетдин Сулейманов когда-то работал в совхозе разнорабочим, после службы в Армии - киномехаником.
- Кидрясовцы любили кино, - щурился на солнце собеседник. – На сеанс собирались вечерами в клубе. Смотрели «Зита и Гита», другие индийские фильмы. Хорошее время было. Теперь клуба нет… Растащили по кирпичику на стройматериалы… Я давно на пенсии, но пока работаю почтальоном, иначе не сведешь концы с концами. Увы, газеты мало кто выписывает. По плану надо уговорить не менее 30 человек. Но соглашаются от силы 16. Да и о чем читать? Как замечательно мы живем?!
Фарахетдин Кадымшеевич провел небольшую экскурсию. По его словам, все, что осталось от былой развитой жизни - это фельдшерско-акушерский пункт да бывшая школа, в которой время от времени открывают избирательный участок. А так это здание тоже пустует. Семерых детей на автобусе возят в гимназию Медногорска. Чтобы уехать на занятия, поднимаются ни свет, ни заря.
Замечаем небольшой дом из белого кирпича. На крыше серебрится башенка с полумесяцем. Раньше это была начальная школа. Потом ее переделали в столовую. А за ненадобностью, продали потом кому-то. Кидрясово - мусульманское село, но мечети нет. Живут здесь, в основном, казахи и башкиры.
Фельдшер уволилась
Мы идем по улице. Даже собаки не лают, настолько пусто. Один дом пустой, второй, третий… И лишь в некоторых теплится жизнь. Выдают ее, как ни странно, телевизионные «тарелки». Пожалуй, это единственная отрада для стариков.
Зашли к Гайнулле Сулейманову. Сельчанин болел, с дивана подняться не мог. В соседней комнате спала жена, тоже приболевшая. Как пояснил хозяин, супругов разбил радикулит. А ФАП две недели не работал, потому что фельдшер уволилась…Благо, нашлась замена.
Также нам рассказали о сокращении фельдшеров в округе, хотя именно эти самые медики, в основном, спасали людей на трассе Оренбург-Орск в январе 2016 года. Вот такая оказия, получается.
- Работу пришлось искать примерно 300 медработникам, - озвучила фельдшер. - Ставки зарплат очень маленькие, от 6600 до 12 000 рублей. Да и то это, если человек со стажем. Врачи разъезжаются, бросают любимое дело. Но не потому, что сами этого хотят, а потому что села в округе постепенно вымирают. Рожающих женщин на приемах все меньше. Молодых мужчин - примерно столько же. Потому и лечим, в основном, пенсионеров. Каждого встреть, выслушай, поставь диагноз. Лекарства нам привозят. С этим проблем нет. Сейчас пересчитаем, что у нас тут осталось, и сформируем заявку.
Куда чаще сельчан слушают фельдшеры «скорой помощи». Карета в Кидрясово мчится опять же из Медногорска.
Надежда Никоноровна - бывший учитель немецкого языка. Ей было 23 года, когда она приехала в Кидрясово, отучившись в Оренбургском пединституте.
- Это было в конце 60-х 20 века, - припомнила она. - Совхоз тогда процветал. Было много общественного скота. Бычков сдавали на мясокомбинат Орска, а зерно принимали элеваторы в Дубиновке и Саре. Если один переполнялся, машины перенаправляли на второй. Благо, расстояние между ними небольшое. Замуж я вышла через год, как приехала, в 1969 году. Ежегодно в школе обучались около 140 человек. Теперь ее нет, ликвидирована.
Муж бывшей учительницы - электрик. В свое время он закончил ПТУ в Медногорске. Карьеру начинал на заводе «Уралэлектромотор». В Кидрясово пригласили в 1967-м году, посулив дом. И ведь не обманули, помогли его построить! Так и остался в селе. Хотя не было ни водопровода, ни канализации. Зато сохранил любовь, одну и навеки. Трое детей выбились в люди, став военными. И уже есть внуки, которые живут в Североморске.
Кстати о связи. В Кидрясово есть таксофон. Расположен он около здания полуразрушенной школы. Но установлен аппарат, оказывается, «для галочки»: гудков из трубки не слышно, а цифры на дисплее не высвечиваются.
Речка, озеро, пруд. Спросили мы и об этом.
- Нет, - ответили местные. – Купаемся каждый в своей бане. Воду носим с колонок.
- А как же гуси и утки?
- Под селом большущая лужа. И летом вся птица там. Пасется, плещется, нагуливает жир. А как есть захочет, так бежит в сараи. Вот такой самовыпас, получается. Кстати, козы, овцы, коровы, бычки делают точно также.
В село приезжает участковый уполномоченный полиции. Первым делом он совершает подворовый обход. Интересуется здоровьем людей, жалобами. И конечно, с ним можно по душам поговорить.
Самый маленький сельчанин – семилетний мальчик, помимо него родители воспитывают еще троих детей. Самому старшему - 12 лет. Понятно, что прокормить такую ораву непросто - достойную работу в селе не найти. Только молоко семью и выручает. Муж Динары также, как и она сама, доит коров, делает сметану, молоко и творог. Потом садится в машину и едет в Медногорск на базар. Он знает: вырастут дети - разъедутся. Они достойны лучшей доли, чем совхоз, в котором коммунизм строили, да не выстроили.
предыдущая |
1 |
2 |
следующая
Самые интересные статьи Новости Оренбурга в Telegram – быстро, бесплатно