Такое состояние в природе, конечно, и душу, и глаз радует, но вот от «пробок» и прочих неудобств, связанных со снегопадами, горожанам, пожалуй, никуда не деться. Не случайно, едва надвигается малейшая метель, в регионе объявляют режим повышенной готовности. Мобилизуются работники дорожных служб, которые отвечают за очистку проезжей части, и в их силах не допустить настоящий коллапс. По сути, в режиме повышенной готовности они работают всю зиму, без лишних напоминаний!
Если честно, несмотря на ужесточение требований законодательства, в областном центре со снегоуборкой не все обстоит гладко. Мы решили проверить, как идут дела в районах области, где уборкой занимаются дорожные управления ГУП «Оренбургремдорстрой».
Поехали в самый снежный район региона - Тюльганский. Здесь не только из-за близости к Башкирии выпадает зимой как минимум в полтора раза больше осадков, чем в других районах, но и из-за особенностей гористой местности дорожники все время начеку (здесь вьется своеобразный местный серпантин). И что же предстает взору? Трассу лишь слегка переметает, в целом же по ней ехать одна благодать. Нет здесь городской «каши» из грязного снега, отлетающей в лобовое стекло от тех, кто впереди. Кажется, чтобы не портить общий пейзаж белоснежных просторов, здесь вообще реагентами не пользуются.
В Тюльганском дорожном управлении говорят, что лучше лишний раз пройтись грейдером, чем сыпать хлориды, заставляющие таять снег и образовавшийся на дороге лед без механического вмешательства (подобную городскую практику тут называют уделом лентяев).
Специфика района такова, что мы расходуем 4-5 тонн солярки в день, и это при том, что у нашего управления не такой уж большой километраж. Если в среднем снежный покров в области составляет 80-90 сантиметров, то в Тюльгане он 130 сантиметров! - говорит главный инженер Тюльганского дорожного управления «Оренбургремдорстроя» Петр Борцов. - Чтобы уберечь проезжую часть от снежного завала, на расстоянии 20 метров от нее делаем из того же снега вал высотой около двух метров, он задерживает снег, который в случае отсутствия импровизированной «стенки» заметал бы дорогу.
По проекту проезжие части возведены на высоту чуть более метра, в итоге снег заполняет кювет у края и потом переметается через дорогу, становится выше! Порой снегоуборочной технике приходится проделывать «туннель» в снегу.
Всего в Тюльганском дорожном управлении трудятся 70 человек, половина из которых именно механизаторы, те, кто посменно выходят на борьбу со снегом. Техники здесь на 285 километров территориальных дорог насчитывается порядка 60 единиц, именно снегоуборочной - 25. «Скании», «Кировцы», КамАЗы, современная роторная техника, - все они отдыхают после трудовых будней в теплых боксах. Самым старшим машинам, еще доставшимся предприятию от военных, порядка 40 лет. В основной же массе возраст машин не так велик, им лет по двадцать, но есть и те, которые приобретались недавно.
Это разве снежный завал? Рядовая зима! - улыбается Петр Борисович. - Вот в 2001 году был снег!.. Но, как правило, такие зимы повторяются раз в 25 лет. Обычно самый снежный месяц - февраль, так что пик работы еще впереди. Порой за ночь столько снега наметет, что «Кировец» сдвинуть не может! Приходится пускать сначала ротор, а потом уже трактор.
Нам посчастливилось понаблюдать все это в действии - огромный фонтан снега, перемещаемого с дороги в лесопосадку, впечатляет. Одной из главных дорог в районе называют ту, что ведет в детский центр «Солнечная страна» в Ташле. Она при любой погоде должна быть в идеальном состоянии, чтобы учреждение принимало и детвору, и тот транспорт, который обслуживает круглогодичное пребывание ребят.
В общем, из Тюльгана мы уезжали с ощущением того, что побывали в сказке - картинки зимней природы завораживали, а главное, каким бы пейзажем не захотел полюбоваться, к любому можно было проехать, потому что все дороги расчищены!
На вооружении ГУП « Оренбургремдорстрой» сегодня 625 единиц техники, одномоментно на уборку снега, было дело, выходило до 460 единиц! Кстати, Оренбургское дорожное управление за последний год получило четыре новых трактора. На зиму в области заготовлено 28 тысяч тонн соли для превентивной обработки дорог от гололедных образований.
В течение четырех-шести часов после снегопада мы очищаем проезжую часть, а потом посыпаем ее хлоридами, после чего чистим снова. Без этого нельзя, так что получается двойная очистка. Есть дороги первой категории, например, ведущая в оренбургский аэропорт, ее мы очищаем в течение двух часов, - рассказал начальник отдела оперативной, производственной и транспортной информации ГУП «Оренбургремдорстрой» Александр Абаносимов. - Если снега нет, то все равно у нас в штатном режиме работают 3-4 машины, а когда предупреждают о надвигающемся снегопаде, приводим в готовность весь резерв. Дважды за сутки все районы отчитываются, сколько техники у них задействовано, делятся трудностями. Конечно, от коллапса никто не застрахован, но, как правило, к нему приводят аварии, плохая видимость, а не дорожники.
Наблюдать за состоянием дорожного полотна и объективно оценивать состояние проезжей части помогают камеры и метеостанции, установленные на трассах. Они позволяют не только вести визуальное наблюдение, но и показывают ряд параметров, позволяющих спрогнозировать объем осадков на предстоящие три дня. Информация поступает каждый час. Если же трасса из-за плохой видимости закрыта, убедительная просьба к землякам - не рискуйте, не пытайтесь попасть в пункт назначения любыми путями!
Кстати, у Кувандыкского дорожного управления, которое обслуживает 543 километра дорог, на очистку могут выйти до 40 единиц техники. Здесь говорят, что единичные машины патрулируют дороги постоянно, так как никто не забыл про «снежный плен», случившийся на орской трассе в начале 2016 года.
О том, что все дороги содержатся и приводятся в нормативное состояние, говорят и в Кваркено, где на 442 километра дорог приходится 27 единиц техники. И так в каждом районе Оренбуржья.
Так что, нагрянь к нам великий классик сейчас, его бы, несмотря на снежные вихри, промчали бы на тройке вороных по дорогам, которые успешно содержит и обслуживает «Оренбургремдорстрой».