Мы решили посмотреть, что изменилось в сфере городских пассажироперевозок за стодневку его руководства.
Помнится, едва Дмитрий Анисимов сел в кресло главного транспортника, по Оренбургу поползли слухи, что на рынке перевозок ожидается передел маршрутов. Дмитрий Александрович тогда успокоил:
- Революции никакой не будет, смены рынка не ожидается, главный упор будем делать на муниципальный транспорт.
Но не прошло и десяти дней, как горожане ощутили на себе проблемы с дачными автобусами. За неделю в муниципальный диспетчерский центр поступало более 1100 жалоб и вопросов по работе общественного транспорта, половина из которых касались именно садовых маршрутов. Руководитель управления честно признался, что подвижного состава не хватает. К ситуации подключился глава города, дав подчиненному неделю, чтобы навести порядок с дачными маршрутами. Проблему решили… путем снятия машин с городских маршрутов. В городе сегодня сотня муниципальных автобусов (частных при этом - 1000), в выходные дни 71 из них обслуживает садоводов. Естественно, на городских маршрутах интервал движения достигает 40 минут и более.
Сегодня доля муниципальных автобусов и троллейбусов в общем объеме городского пассажирского транспорта составляет десять процентов (в Оренбурге десять автобусных маршрутов и шесть троллейбусных из 56-ти). При этом ежегодно в них вкладываются 300 миллионов дотаций, а рентабельность едва достигает четырех процентов. В одном из интервью Дмитрий Анисимов заявил, что сейчас разрабатывается новая концепция пассажирских перевозок на ближайшую пятилетку, которая предусматривает увеличение доли муниципального транспорта аж на сорок процентов. То есть новое руководство намерено сделать соотношение муниципального общественного транспорта к частному - 50 на 50. Осилит ли бюджет?
С нынешними затратами и бюджетными дырами казна вряд ли потянет такую «ношу». Да и последний раз маршрутная сеть оптимизировалась всего пару лет назад, на эти цели потратили порядка двух миллионов рублей. Положительных изменений не наблюдаем. Новый руководитель причины видит в том, что денег было недостаточно, поэтому и мероприятия не принесли должного эффекта.
Анисимов считает, что корень зла кроется в неэффективных управленческих решениях. Надо разработать эффективную маршрутную сеть и увеличить тариф (по крайней мере, на троллейбусах, которые возят сегодня пассажиров за 13 рублей при себестоимости - сорок). По словам главного транспортника, в городе много дублирующих друг друга маршрутов. Существующую маршрутную сеть Дмитрий Александрович считает неоптимальной (к тому же утром пассажиры едут как кильки в бочке, а днем водитель "перевозит воздух"). С этим тоже надо что-то делать, считает главный транспортник Оренбурга.
Напомним, вроде обещал, что революции не будет...
Работа общественного транспорта, как известно, должна основываться на трех китах - доступности, комфортности и безопасности. Последние пару месяцев о каких только новациях в сфере городских пассажироперевозок не говорят: и автоматы для оплаты проезда установят, и камерами оснастят, и даже устройства для перевозки велосипедов на автобусах появятся. Все это горожанам, которые ежедневно видят плачевное состояние автобусов и остановочных павильонов, кажется чем-то из разряда фантастики.
В прошлом месяце оренбургская делегация посетила Чебоксары, где изучала работу общественного транспорта. Анисимов также ездил туда. Учитывая, что в Оренбурге хотят «пустить с молотка» троллейбусное депо на улице Рыбаковской, видимо, там перенимали подобный опыт. В объединении МУПов немало «но». Чтобы переехать на базу на улице Автоматики, ее для этого нужно подготовить, протянуть контактные линии. Для этих целей нужно порядка 240 миллионов рублей, бюджет выделил 45.
Впрочем, одно благое начинание за эту 100-дневку мы все-таки увидели. Решен многолетний вопрос с переходом возле «Армады», где остановку общественного транспорта перенесли ближе к торговому комплексу, так что теперь горожанам не приходится перебегать проезжую часть, рискуя жизнью. Оборудовать же «зебру» на круговом перекрестке правила не позволяют.
Вместо прочих благ мы наблюдаем следующее: на городском портале появилась информация о торгах на право осуществления пассажирских перевозок по семи муниципальным маршрутам с нерегулируемыми тарифами (до 2022 года). Причем сроки подачи заявок для участников тендера ограничены десятью днями вместо законного месяца. Необходимый для участия в нем пакет документов за этот срок собрать не реально. У оренбуржцев сразу закрались сомнения. Не под конкретных ли людей объявлен данный конкурс, ведь успеть в срок смог бы только тот, кто был заранее осведомлен об условиях и собрал необходимую папочку, которая ждала заветного часа. После вмешательства прокуратуры в извещение об объявлении данного конкурса были внесены соответствующие изменения. Срок подачи заявок продлили до 16 октября.
В общем, 100 дней адаптации на новом месте прошли, пора от говорильни переходить к делу.
МНЕНИЕ СКЕПТИКА
Пассажиры становятся невольными заложниками эксперимента[b][/b]
Оренбуржец Сергей КАМЕНЕВ:
- Более двух месяцев глава города Евгений Арапов и начальник управления пассажирского транспорта Дмитрий Анисимов говорят о необходимости реформирования сферы пассажирских перевозок. Они обещали, что процесс будет открытым и публичным, обещали привлекать к обсуждению действующих перевозчиков. И вот «первая ласточка» с конкурсом на право осуществления перевозок. Напрашивается вопрос: это конкурс среди тех, кто хорошо возит, среди тех, кто быстро собирает документы, или среди тех, кто знал о конкурсе заранее и уже приготовился? Отсутствие конкуренции и коррупция ведут к мздоимству и снижению качества предоставляемых услуг. Аналогичная ситуация произошла на рынке рекламных услуг, где конкурс также был объявлен за неделю. Получается, что объявлен новый передел? Муниципальные чиновники душат конкуренцию и работают по коррупционным схемам.
Несколько месяцев начальник управления пассажирского транспорта причитает по поводу того, что муниципальный транспорт занимает только десять процентов пассажирских перевозок в городе. Попробуем разобраться, как так получилось на примере одного из маршрутов. Несколько лет назад маршрут № 41 обслуживали муниципалы. В зимний период техники для обслуживания населения хватало. Летом же возникала необходимость выводить автобусы на садовые маршруты и интервал движения значительно увеличивался. Машин на маршруте катастрофически не хватало. Как известно, рынок не терпит пустоты, и на смену МУПовским автобусам на линию по просьбе начальника городского управления транспорта вышли частники. Возят теперь людей и никто не жалуется. Примерно по такому же сценарию муниципалы сами отказались от 32-го маршрута и 25-го.
Кто в этом виноват? Евгений Арапов, начальник управления транспорта, руководители автотранспортных МУПов или «темные силы»? Ответ до наивности прост - все отрегулировал рынок, в котором МУП как корова на льду. Можно до бесконечности вливать деньги в убыточное муниципальное предприятие, лоббировать его интересы и экспериментировать с маршрутами - результат будет один и тот же. Самое печальное, что водители, кондукторы и пассажиры становятся невольными заложниками этого эксперимента безответственных чиновников!
Источник: orenday.ru