Главная страница / В муниципальном транспорте Оренбурга введут безналичный расчет

В муниципальном транспорте Оренбурга введут безналичный расчет

На вопросы горожан отвечал начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Дмитрий Анисимов.

- Дмитрий Александрович, вы в транспортной сфере - новичок. С какими трудностями столкнулись за четыре месяца работы на посту городского начальника пассажирского транспорта?


- Не совсем новичок, эта тема мне хорошо знакома. Я окончил автотранспортный техникум, потом ОГУ по специальности «автомобильное хозяйство». Успешно работал в частных компаниях, связанных с грузоперевозками, в подчинении было свыше 50 человек. Но ответственности в пассажироперевозках, несомненно, больше. Я заранее понимал, куда иду работать и с чем придется столкнуться. Работа сложная, казалось бы, проблемы лежат на поверхности, но главное, найти правильные способы их решения. Глава Оренбурга, когда назначал меня, четко поставил задачи и сроки их исполнения.


За четыре месяца мы серьезно шагнули вперед. Сегодня есть понимание, как будем реализовывать поставленные задачи. Готовим Стратегию развития пассажирского транспорта, нужно поэтапно расписать все шаги. Время - до конца 2017 года. Некоторые планы уже реализовываются. Эта работа ведется параллельно с текущей. В конце года представим Главе города и Оренбургскому горсовету этот документ. Реализация Стратегии начнется сразу после ее одобрения с учетом всех внесенных замечаний руководства города, депутатов, общественности.


- Приоткройте завесу тайны, как этот документ изменит работу общественного транспорта?


- Основные критерии Стратегии - безопасность, комфорт и доступность. Существующая маршрутная сеть и расписание очень неэффективны. В планах на 2018 год - их оптимизация. Делать это надо системно, поэтапно, с научным подходом. Сначала мы должны разработать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры с учетом Генплана города, потом комплексную систему организации дорожного движения с компьютерным моделированием всех ситуаций и комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом с учетом синхронизации данных документов между собой. Только потом приступим к созданию новой маршрутной сети или оптимизации существующей. Будут отменены или изменены дублирующиеся маршруты, появятся новые, более удобные для горожан.


Проблема в том, что по основным магистралям - улицам Чкалова, Терешковой, проспектам Гагарина, Победы, Дзержинского - сегодня ходит много автобусов по схожим маршрутам. Это приводит к большой загруженности улично-дорожной сети, а значит, и трафик не такой, как хотелось бы. Все это сказывается на горожанах и экономическом развитии города. Многие сегодня говорят, давайте купим новые автобусы, но проблема этим не решится. Делать все нужно в строгой последовательности, чтобы средства целенаправленно шли на самое необходимое. Приобретение нового подвижного состава не на последнем месте, но в первую очередь деньги нужно направить на разработку документации, где будут прописаны все существующие проблемы.


- Муниципальный транспорт составляет всего десять процентов от всего пассажирского транспорта Оренбурга. Как планируете увеличить его количество?


- Муниципального транспорта сегодня не хватает. В городе порядка 1100 единиц общественного транспорта, тогда как в муниципальном казенном предприятии «Оренбургский городской пассажирский транспорт» всего 150 единиц подвижного состава (автобусы и троллейбусы). Мы должны сделать МКП инвестиционно привлекательным. Если выполним запланированные программы, это будет шаг к эффективным инвестициям. Наличие на руках Стратегии и комплексных программ откроет множество возможностей, позволит нам участвовать в федеральных программах.


- Правда, что скоро в автобусах введут безналичный расчет?


- Данное новшество планируем внедрить уже в начале 2018 года. Мы тщательно прорабатываем колоссальный опыт коллег из других регионов - Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тюмени, Чебоксар. Мы в выгодном положении, у нас есть возможность учесть все плюсы и минусы. Сейчас обсуждаются возможные варианты. Это будет самое современное и актуальное оборудование. Решено в качестве пилотного проекта опробовать маршрут № 20, ведем переговоры с инвесторами и партнерами. В течение полугода планируем обкатать систему, а дальше посмотрим. Как показывает практика других городов, безналичные системы расчета за проезд в общественном транспорте всегда дешевле, чем расчет наличными. Осталось определить партнеров по принятию платежей, хочется выбрать самое интересное предложение, которое повлечет дальнейшее развитие МКП.


- Живу на Маяке, из муниципального транспорта у нас ходит только троллейбус № 2. Я могу на нем добраться до центра, а если надо ехать, к примеру, в Степной, приходится добираться с пересадками. Хотел узнать, не планируете пускать новые маршруты, чтобы избавить нас от этой необходимости?


- В рамках планируемой оптимизации маршрутной сети в будущем году планируем максимально сократить количество пересадок. Если такие маршруты и останутся, то в Стратегии развития пассажирского транспорта города есть такое направление, как безналичная форма расчета, где будет применен опыт других регионов, там действуют так называемые «длинные билеты», или «горячие билеты», продолжительностью полчаса, час или полтора. Зная расписание и планируемый маршрут, вы можете приобрести билет и за это время сделать неограниченное число пересадок.


- На маршруте № 59 была остановка «Золотая осень». С какой целью ее перенесли? Это очень неудобно.


- Насколько мне известно, это произошло в 2012 году из-за близкого расположения остановочного павильона к кафе. Решение было принято городской транспортной комиссией. Вашу просьбу проанализируем, посмотрим, что можно сделать в рамках нашей компетенции для удобства горожан. Угодить всем, конечно, невозможно. Высадка и посадка пассажиров должны производиться там, где округ установил остановочный павильон и соответствующий знак. С остановкой у «Армады» решили же вопрос, теперь всех все устраивает, а главное, не подвергается опасности жизнь пассажиров, которые раньше перебегали дорогу в неположенном месте.


- Часто пользуюсь троллейбусом № 12, такой вид транспорта мне нравится просторностью, отсутствием запахов, стоимостью проезда. Но троллейбусы ходят не во все районы города. Не планируете новые маршруты открывать?


- В перспективе мы рассматриваем развитие электрического наземного транспорта. Наука шагнула вперед, есть даже троллейбусы на автономном ходу, которые до нескольких десятков километров могут проехать без контактной сети. Это будущее, о котором мы мечтаем и к которому стремимся. Все зависит от финансовых возможностей, будут ли госпрограммы, в которых город на условиях софинансирования сможет участвовать. При первой же возможности в Оренбурге появятся новые троллейбусы. На дотации, которые сегодня бюджет предоставляет в размере 250 миллионов рублей, обновлять подвижной состав возможности нет (230 миллионов в год уходят на зарплату работников объединенного предприятия).


- Две недели назад едва не повысили тариф в троллейбусах с 13 до 17 рублей. Надолго ли отсрочили это повышение? Что нам ждать после Нового года?


- Повышение тарифа планировалось, чтобы увеличить эффективность работы объединенного муниципального пассажирского предприятия. Хотели сделать тариф унифицированным, чтобы в случае ДТП или порыва контактной сети могли осуществить подмену - на троллейбусный маршрут пустить автобус, в котором тариф сегодня 17 рублей. Еще раз просчитав все, обсудив данный вопрос с депутатами, Глава города решил пока снять этот вопрос с обсуждения. Когда в следующий раз вернемся к нему, сказать не могу, скорее всего, в 2018 году. Дотаций, которые городской бюджет выделяет на муниципальный транспорт, до конца года хватает, чтобы оставить тариф прежним.


- Насколько сегодня рентабелен муниципальный транспорт?


- Сегодня МКП обслуживает 14 маршрутов, из них 70 процентов нерентабельны и несут социальную функцию. Они экономически неэффективны, там малый пассажиропоток, но муниципальный транспорт является гарантирующим перевозчиком и обязан возить пассажиров. Частники за эти маршруты не берутся, и заставить мы их не можем. Это не касается таких маршрутов, как №№ 20, 21, 19. Самый востребованный маршрут - № 20, поэтому его обслуживают лучшие автобусы, современные низкопольные большой вместимости 2015, 2016 годов выпуска. Это пока единственный транспорт в городе такого типа.


На маршруты, которые обслуживают автобусы малой вместимости, планируем поэтапно 1:3 заводить, учитывая пассажиропоток, большие автобусы, чтобы люди могли с комфортом, без давки, добраться утром на работу, а вечером вернуться домой. На маршруты, на которые сейчас отыгрываем конкурс, также зайдет транспорт большой вместимости. Меняем требования к подвижному составу, в час пик должны ездить автобусы большой вместимости, которые заменяют три ПАЗа и разгружают дорогу, а в межпиковое время - малой и средней.


- Дачные автобусы после закрытия сезона вернулись на городские маршруты?


- Частично. Есть планы у МКП заявиться на конкурс с этими автобусами. Они пройдут подготовку к зимнему сезону. Думаю, будут маршруты, которые частники не возьмут. У нас открывается два новых маршрута, №№ 54 и 55, с учетом жилой застройки «Времена года». Эти маршруты не накатаны, пассажиропоток не посчитан, поэтому на них могут не заявиться частные перевозчики. МКП будет вынуждено их взять и накатывать, в этом разница нас от частников.


- Кстати, о данных торгах. Почему вы в экстренном порядке, после вмешательства прокуратуры, изменили срок приема заявок?


- Все, что мы делаем, направлено на улучшение качества и безопасности перевозок. Мы не нарушили никакие нормативные акты, в конкурсной документации четко прописано, до какого времени мы можем вносить изменения. Это было сделано до вмешательства прокуратуры, можно поднять нашу документацию и посмотреть сроки. Протест прокуратуры пришел уже после внесенных изменений.


Дело в том, что на пяти маршрутах срок действия временных карт закончился еще в июле. Конкурс должны были провести в третьем квартале 2017 года, поэтому мы объявили его в сентябре. Увидев недоработки, я принял решение, что открытый конкурс должен пройти без нарушений. Внесли изменения, продлили сроки, на тот момент ни одной заявки еще не поступило, так что обвинения в предвзятости безосновательны. В сроки документа планирования также были внесены изменения - проведение конкурса было обозначено вторым полугодием 2017 года. Кстати, в конкурсную документацию тоже будут внесены изменения в части требований к пассажировместимости. Это решение принято на городской транспортной комиссии с учетом анализа проведенной управлением пассажирского транспорта работы и обращений граждан.


В Казани вообще торги отыгрываются так: один лот включает три и больше маршрутов - с высокой эффективностью, средней и низкой. Если на протяжении года хотя бы на одном маршруте совершается более двух нарушений, администрация отзывает свидетельство по всем трем. Мы пока только на пути к этому. Должна быть здоровая конкуренция, тогда участники этого рынка будут вкладываться в бизнес, обновлять подвижной состав. Поэтому и нужна новая маршрутная сеть, в которой в равной степени распределены экономически выгодные и социальные маршруты, на которых должны работать современные автобусы и троллейбусы.


- Пассажир маршрута № 38 беспокоит, столкнулась с проблемой. Выхожу на остановку «Народная» и не могу сесть в автобус, водители перестали на ней останавливаться.


- В курсе вашей проблемы. На улице Народной есть две остановки - магазин «Дайна» и магазин «Орбита». На одной из них пару недель назад произошло ДТП со смертельным исходом. Было разбирательство, последовали рекомендации ГИБДД - привести в соответствие остановочный пункт. Мы провели выездное совещание с представителями округа и управления по организации дорожного движения. В ближайшее время там будут установлены соответствующие дорожные знаки. Пока они не оборудованы, за посадку и высадку пассажиров ГИБДД штрафует водителей. Как только знаки поставят, автобусы снова будут там останавливаться. Я держу данный вопрос на контроле, до 10 ноября работы по установке соответствующих дорожных знаков должны закончиться.


- Если вдруг бюджет прекратит субсидировать муниципальный транспорт, сколько будет стоить проезд?


- Чтобы субсидии прекратились, надо проделать много полезной системной работы по разработке новой Стратегии пассажироперевозок. Она направлена на то, чтобы город тратил свои средства не на субсидирование проезда, а на развитие инфраструктуры, обновление подвижного состава. Меры, которые планируем предпринять, позволят МКП получать достаточную прибыль и обходиться без субсидий из городского бюджета. Сегодня, так как обслуживаем и нерентабельные социальные маршруты, город вынужден компенсировать убытки, это плата за доступность общественного транспорта. Проводимые мероприятия направлены на то, чтобы МКП получало выгоду от перевозок не за счет горожан, а за счет правильных управленческих решений, эффективных подходов к финансово-хозяйственной деятельности, повышения эффективности маршрутов после оптимизации сети. Больше не будет такого, что у частников окажутся хорошие маршруты, а у нас плохие. Мы обязаны быть достойным участником рынка со здоровой конкуренцией, все должны работать в равных условиях.


Муниципалитету необходимо регулировать тариф и устанавливать льготы для пассажиров, которых в раннее или позднее время суток из самых отдаленных районов доставит надежный гарантирующий перевозчик. Долю муниципального транспорта надо поднимать, чтобы частники не могли нас шантажировать. Вы же не хотите, чтобы в январе частники резко подняли тариф и пассажиры платили, потому что у них нет альтернативы. Считаю, что в Оренбурге должно быть как минимум 50 процентов муниципального транспорта и 50 процентов частного. Только при таком балансе перевозчики могут конкурировать и создавать достойные условия для безопасных, комфортных перевозок. Недопустимо, чтобы частники монополизировали этот рынок.


- В какое время должен заканчивать работу общественный транспорт?


- Разработанное в 2015 году расписание не совсем учитывает современные требования и пассажиропоток. Перевозчиков сегодня тяжело наказать за нарушение расписания и схемы движения. Они должны начинать работу на маршрутах в 6.00, заканчивать в 23.30. Каждое обращение граждан, поступившее в диспетчерский транспортный центр, мы тщательно разбираем, следим за соблюдением перевозчиками условий свидетельств или контрактов. Сегодня почти весь пассажирский транспорт подключен к системе Глонасс. Управлением разработан с учетом федерального закона № 220 и проходит согласование порядок муниципального контроля. Как только он вступит в силу, будем выезжать с проверками и составлять акты за нарушения вплоть до обращений в суд с отменой свидетельств на маршруты.


Источник: orenday.ru
7-11-2017, 10:10
Вернуться назад