Три года ждали оренбуржцы возможности выйти на Крестный ход. Сегодня после праздничной утренней службы в честь Табынской иконы Божьей Матери от Никольского кафедрального собора в Оренбурга верующие двинулись общегородским Крестным ходом по улицам к Поклонному кресту в сквере у Дома Советов.
Накануне праздника митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин совершил всенощное бдение в хлавном храме региона - Никольском кафедральном соборе Оренбурга. Сослужили ему архиепископ Антоний, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор и духовенство Оренбургской, Орской и Уральской епархий.
А сегодня после божественной литургии и водосвятного молебна, после двухлетнего пандемийного перерыва в областном центре вновь прошел традиционный общегородской Крестный ход с особо почитаемыми у правосланых иконами Табынской Богоматери, принесенными из храмов города. Он всегда собирает до двух тысяч верующих, которые стремятся несколько раз пройтись под образом, который, как правило, несут казаки, и тем самым получить благословение Богородицы. У Табынской иконы каждый верующий просит своего, но традиционно большинство молятся ей о здравии, решении всех своих проблем и мире на земле.
Сотни верующих в областном центре и сегодня прошлись с молитвами по улицам Оренбурга - от Никольского кафедрального собора до Поклонного креста у Дома Советов и обратно. Традиция Крестных ходов берет своё начало с периода Пугачевского бунта. Нередко их устраивали в честь избавления городов от разных недугов и напастей.
Сотрудники организаций, в том числе банков, мимо которых проходил Крестный ход, с любопытством выскакивали на крыльцо или глазели в окна, наблюдая за шествием людей с иконами и хоругвями. А вот на улице Советской никто даже не подумал на время Крестного хода убрать самокаты, массово установленные здесь для проката. И толпа верующих вынуждена была просто перешагивать через них, рискуя споткнуться и упасть.
Табынская икона Божьей Матери самая загадочная в России и сверхчудотворная. Она очень старинная, с темным, слов выгоревшим или спрятавшимся, ликом. Этой иконе поклонялись казаки, потому она и называется Табынской. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям.
По старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествующему по Востоку Казахстана, в ночь, когда он ночевал в стогу сена у станицы Табынской на территории ныненшней Башкирии. О видении монах-провидец рассказал своему другу монаху-иконописцу. Тем же летом икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской. Только теперь неизвестно, где находится тот подлинный лик.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло между 1594 и 1597 годом. Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса и, проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но посчитав эти слова наваждением, не обратил на них внимания. На третий день, проходя там же, он снова услышал неземной глас, осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери, камень нависал над двумя источниками, один из которых был соленый, другой - пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Потом братия с честью и пением принесли икону и поставили в храме. Но на утро иконы не обнаружили на ее месте. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, где и стали молиться чудотворному образу.
Второе явление Табынской иконы в 1765 году было в том же месте, что и первый раз. Три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону. Они стали рубить ее топором, приговаривая, что это русский Бог, разрубили икону на две части. После чего ослепли. Поняв, что натворили, пастухи стали плакать и молиться, говоря, что не уйдут отсюда, пока русский Бог их не исцелит. Самый младший - 15 летний башкир-пастух особенно усердно молился и прозрел. Тогда он подвел товарищей к соленому источнику, каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и тоже прозрели. С тех пор вода в источнике стала святой. Икону тогда перенесли в ближайшую церковь, но утром она снова пропала и объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости.
Во время гражданской войны отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу, долгое время находилась в Китае. А сейчас местонахождение святыни-покровительницы Уральского края неизвестно.