Юрий Лужков студентом осваивал целину в Оренбуржье
Ошибка в биографии
Далеко не многие знают эту деталь биографии экс-мэра столицы, потому что в биографические справки Юрия Лужкова закралась ошибка. В них значится, что в студенческие годы он работал на целине в Казахстане, а на самом деле всё происходило именно у нас - в СПК «Комсомольский» Адамовского района, том самом, который немного позднее прославится съемками фильма «Иван Бровкин на целине».
И потому, кажется, отнюдь не случайно Лужков после своего ухода с поста столичного градоначальника последние годы жизни решил посвятить себя фермерству, возделывая свои поля в Калининградской области. Супруга Юрия Михайловича Елена Батурина в этом помогала, видя, как он воодушевленно занимался земледелием. Каждый год на день рождения она дарила супругу дорогие сеялки, культиваторы, трактора и комбайны. На сто трудящихся парк сельхозтехники Юрия Лужкова насчитывал около 50 единиц самого разного производства. Хотя сам Юрий Михайлович, имея права на вождение комбайна, работал исключительно на нашем, постоянно выходящем из строя, производства «Ростсельмаша»…
Профессию комбайнера он прекрасно освоил в 1954 году, когда студентом работал на оренбургской целине. Об этих трудовых буднях он неоднократно рассказывал журналисту газеты «Комсомольская правда» и нашему земляку-оренбуржцу Александру Гамову.
Там такая луна, закаты и простор…
После окончания школы Юрий Лужков поступил в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина. Отличником студент Лужков не был, но выделялся в общественной и комсомольской жизни вуза своей активностью и напористостью характера, поэтому в составе студенческого отряда и отправился на освоение целины. Впоследствии эта работа была оценена первой в его жизни, а потому самой памятной государственной наградой: знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель», который был довольно редким - им награждались единицы. Из всей группы столичных студентов, а это больше сотни человек, всего три человека удостоились таких знаков.
Осенью 2015 года, после уборочной страды, директор совхоза «Комсомольский» Адамовского района Сергей Крупенников приглашал Юрия Михайловича в гости - в совхоз студенческой молодости. Над этим приглашением Лужков обещал подумать, но осуществить поездку, к огромному сожалению, не успел…
Там такие выдающиеся вещи есть. Совхоз «Комсомольский» был по-настоящему новейшим. Хорошие люди там, хорошая земля! Простор! А самое большое впечатление - в начале августа, когда поднимается луна, она заполняет все собой - грандиозным пожаром вдалеке, - цитирует Александр Гамов Лужкова, вспоминавшего тогда годы молодости, проведенные в оренбургской глубинке. - Это был период моего воспитания в сельскохозяйственном направлении, которым я после отставки и занимаюсь. Был такой случай... В совхозе я получил серьезную травму на сеноподборщике. Совхозные фельдшеры после того, как я несколько дней не мог добраться до фельдшерского пункта (все там было в ужасном состоянии, не буду говорить о деталях), просто чудом спасли меня от гангрены. Но, несмотря на это, все сложилось в такое потрясающее восприятие этого места, людей, живущих там, и красоты земли. Заходы солнца и восход луны, которая заполняет все пространство степи, все там настолько необычно, настолько красиво, что туда нужно специально направлять туристов, которые хотят познакомиться с разными чудесами света. Земля интересная, богатая! Дай бог, чтобы все, кто сегодня живет в «Комсомольском», или сейчас он уже, наверное, получил какое-то другое название, ООО или еще что-нибудь, жили нормально, чтобы сельское хозяйство в этом совхозе, да и в России в целом, начало подниматься с колен, потому что оно сейчас в полном упадке. Желаю всем оптимизма!
Хорошее было время… комсомольское
В самом совхозе «Комсомольский» уже практически не осталось старожилов, помнящих те времена. Единственная оставшаяся в живых из прибывших в те годы сюда по комсомольским путевкам и не уехавших первоцелинников - 82-летняя Раиса Смолий. Она с трепетом вспоминает, как в 1954-1955 годах зарождался совхоз, который буквально на днях отметит свое 65-летие.
Сама я родом из Орска. Когда в 17 лет закончила училище, по комсомольской путевке отправилась осваивать целину. Веселое время было, песенное! 700 человек нас прибыло в «Комсомольский», большая часть именно по комсомольским путевкам. От поселка Шильда до совхоза - менее 100 километров, но в отсутствие дорог мы добирались двое суток. Ехали в вагончике на деревянных полозьях, топили буржуйку. Дело было весной, из-за разлива местной речушки застряли под Брацлавкой. Когда приехали, картина на месте предстала не радостная. Буквально в голом поле стояли вагончики буквой П, в которых находились директор, парторг, агроном, бухгалтер, а рядом велосипед и табличка висела - «Комсомольский».
Меня взяли поваром в бригаду, жили мы в вагончиках и палатках, они зимой быстро остывали. Однажды я проснулась, а мои длинные косы примерзли к стенке. Думали-думали, как отдирать, пришлось отрезать косы. С тех пор у меня всегда была короткая стрижка. Готовили еду на примусе. Когда керосин в керосинке заканчивался, заливали туда бензин и сыпали немного соли, чтоб не взорвалась, - вспоминает годы своей молодости Раиса Давыдовна, ветеран труда и обладатель шайбы «За освоение целинных земель». - Юрий Лужков с другими студентами трудился в стройотряде - разгружали, подносили кирпичи и прочие стройматериалы как разнорабочие. Дома тогда возводились очень быстро и дружно. Параллельно со стройкой начали сеять. В первый год урожай был плохой, а вот в 1956 году урожайность уже достигала 24 центнеров с гектара, причем пшеница была четырех сортов.
Многие из тех, кто приезжал в «Комсомольский» в те годы, поработали и благополучно вернулись домой, а вот Раиса Давыдовна осталась.
Некоторых из «Комсомольского» отправляли в командировку на лесозаготовку в Свердловскую область. Я тоже очень хотела, но туда брали только мужчин и семейных. Вот один из парней родом из Грозного, высокий, чубатый, увидев, как я расстроилась, что меня не берут, предложил… пожениться. Так и сделали, а потом вместе поехали в командировку. Я снег откидывала от деревьев, муж их толкал, бригадир пилил, потом складывали лес на эстакаду, обрубали сучья и отправляли в «Комсомольский». Из дерева лаги, балки, фронтоны для домов делали. Мы с мужем прожили 60 лет вместе, ни одного дня не пожалев о том поступке, - продолжает Раиса Давыдовна. - По вечерам мы собирались на бетонном пятачке площадью десять на десять метров, включали патефон или играли на гармошке, танцевали, пели песни и частушки, играли в шахматы и шашки, читали газеты, а потом организовали свой хор.
В 1958 году в «Комсомольский» нагрянули актеры, режиссер для съемок фильма «Иван Бровкин на целине». Супругу первоцелинницы Дмитрию Смолий посчастливилось попасть, что называется, в кадр, он вместе с главным героем играл в футбол. А когда актеры Леонид Харитонов и Михаил Пуговкин решили что-нибудь купить у местных, раздобыл им полное ведро яиц.
«Комсомольский» и сейчас достаточно крепкое хозяйство с населением около двух тысяч человек. Здесь большие посевные площади, зерновое и семенное хозяйство, значительное поголовье свиней и КРС, молочная ферма. Но главное, действует единственный в стране музей целины. Той, которую с таким энтузиазмом и любовью осваивали и Юрий Лужков, и Раиса Смолий, и тысячи других жителей нашей страны.