О жизни оренбургского летчика, погибшего при освобождении Керчи, узнали поисковики
Случайная находка – так называет ржавый пропеллер сотрудник поисковой батареи Александр Шестириков. Эту деталь почти два года назад в районе Генеральских пляжей (г. Керчь) обнаружили рыбаки. Орудие ловли зацепилось за какую-то железку. Оказалось, это был легендарный винт самолёта «Як-1», на котором молодой оренбургский летчик принимал участие в Керчинско-Эльтингенской операции, защищая советское воздушное пространство от фашистских захватчиков.
Керченско-Эльтингенская десантная операция проходила в период с 31 октября по 11 декабря 1943 года. Цель её – создание исходного плацдарма на Керченском полуострове для развертывания боя по освобождению Крыма совместно с войсками четвертого Украинского фронта. Во время этой операции погибло много бравых советских солдат.
Винт, который выловили рыбаки, был передан сотрудникам региональной общественной организации «Историко-Культурный досуговый центр «Батарея 29БИС». Поскольку на валу изделия сохранился номер двигателя, вскоре стало известно имя человека, управлявшего истребителем. Изучив материалы архива, поисковики узнали, что боевое судно оренбургского летчика вражеские войска подстрелили в районе поселка Аджимушкай.
«Клаптенко Николай Дмитриевич, гвардии младший лейтенант, летчик 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды) не вернулся на самолете "Як-1" из боевого вылета в район «Керчь - Булганок - Колонка – Маяк». 15 ноября 1943 года», – значилось в материалах архива.
Самое печальное – что летчик так и не узнал о том, что его наградили Орденом Красной Звезды...
«Где конкретно упал самолёт Николая Клаптенко, неизвестно. Именно поэтому указали примерное место, где воздушное судно было подстрелено, и упало в море. Далее мы начали устанавливать личность лётчика, чтобы сообщить родственникам. Понимаете, у нас в поисковой службе так заведено: при обнаружении какого-либо объекта, стараемся сообщать ту или иную информацию родным и близким. Родственников Николая Клаптенко искали недолго. Изначально мы выяснили, что герой окончил чкаловское летное училище (ранее Оренбург называли – Чкалов). После этого начали проводить поиски в социальных сетях. Первой откликнулась троюродная племянница погибшего. Через неё связались с самим племянником летчика», – комментирует активист центра «Батарея 29 БИС Александр Шестириков»
Родные Николая Клаптенко были немало удивлены, когда с ними связались сотрудники поисковой службы. Во-первых, прошло уже много лет… А во-вторых, это неожиданно, поскольку много советских солдат полегло в бою, и далеко не всех нашли, многие пропали без вести. А тут спустя 78 лет сообщили. До боли в груди было трогательное получить такое известие о судьбе родного человека.
«Знал о своём дяде не так много. От старших приходилось слышать обрывочные рассказы. Нам было известно лишь о том, что он погиб совсем молодой, в 21 год. Но при каких обстоятельствах это произошло, не знали. Есть фотография в шкафу, на которой мой папа с двумя братьями. Вроде бы среди них Николай. Точно не могу сказать. Также помню, что в 60-ом году тётушка моя проявила активность.… Как раз в этом время устанавливали стелу погибшим в Оренбурге. Тётя подала в списки и Николая, и его занесли. Каждый год на День победы мы вспоминаем наших героев», – рассказал, житель Оренбурга, родственник героя-летчика Владимир Клаптенко.
Что выдающегося сделал летчик Николай Клаптенко (АРХИВ)
«За период борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте тов. Клаптенко показал себя дисциплинированным летчиком-истребителем. Он за короткий срок приобрел все качества боевого летчика-истребителя. Особенно отличился тов. Клаптенко при выполнении заданий по разведке тыла и переднего края обороны противника в период подготовки наших войск в низовьях Кубани и очищении от немецких войск Таманского полуострова. За этот период он произвел 40 боевых вылетов, из них половина вылетов на разведку войск противника, 13 вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков и 8 вылетов на прикрытие наступающих наших наземных частей…19 октября 1943 года тов. Клаптенко вылетел на сопровождение «Бостонов» ведомым у гвардии лейтенанта Исаева. При подходе к Тамани на отделившегося «Бостона» из облаков накинулись два МЕ-110 (Мессершмитт Bf.110 - двухмоторный тяжелый истребитель на службе Люфтваффе во время Второй мировой войны, - от ред.) Исаев отразил атаку и сбил один МЕ-110, но в это время на него сзади зашел третий МЕ-110. Тов. Клаптенко вовремя заметил угрозу своему ведущему и заградительным огнем заставил атакующего «мессершмитта» изменить курс…»