Обвиняемый в смертельном ЧП на газзаводе не считает себя виновным
Трагедия на территории газзавода под Оренбургом случилась 25 августа 2021 года в одиннадцатом часу утра при ремонте технологической установки № 730 по переработке нестабильного углеводородного конденсата. Работы здесь вели сотрудники подрядной организации «Строймонтажремонт».
Произошёл взрыв емкости, в которой работали мужчины, используя ручной электроинструмент. В результате случившегося трое рабочих были в крайне тяжелом состоянии госпитализированы в ожоговый центр Оренбурга, двое из них через считанные дни скончались (они получили как термические ожоги, так и ожоги слизистых и дыхательных путей), а третий мужчина восемь месяцев пробыл на больничном, получив 54 процента ожогов тела, к работе он так и не вернулся.
На следующий день после ЧП региональный Следком возбудил уголовное дело по статье «Нарушение требований промбезопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть двух лиц». В ноябре этого года следствие по делу завершилось, и его передали на рассмотрение в Оренбургский районный суд. 14 декабря состоялось первое судебное заседание по данному уголовному делу.
На скамье подсудимых - 37-летний бывший начальник технологической установки № 730 Оренбургского газоперерабатывающего завода - Сергей Веюков, который после ЧП вынужден был уволиться и теперь трудится в ямальской нефтегазовой компании. Показания давать он пока отказался, пожелав сначала выслушать потерпевших и свидетелей. Его интересы представляет адвокат Оксана Евсейчик, возражавшая против присутствия на судебном заседании представителя СМИ. Но судья Инна Буркина не удовлетворила данное ходатайство.
Виновным себя не признаю, - сразу заявил обвиняемый. Вместе с адвокатом они обещали в будущем, когда будут готовы результаты заключений экспертов, поставить под сомнение версию следствия. Также они ходатайствовали, чтобы в процессе на стороне защиты участвовала еще один общественник-юрист.
Напомним, что по версии следствия, именно начальник технологической установки цеха очистки газов от сернистых соединений грубо нарушил требования промбезопасности на опасных производственных объектах, прописанные в нормативных документах, а также правила ведения огневых и газоопасных работ. В результате, при плановом ремонте оборудования, когда монтажники в емкости работали «болгаркой», произошло возгорание образовавшейся внутри пылевоздушной смеси.
Интересы двух потерпевших - жен погибших в результате ЧП на ОГПЗ - представляли адвокаты, хотя на ближайшем заседании супруги должны появиться все-таки лично. Третий потерпевший, получивший ожоги и ныне ограниченно работоспособный, присутствовал в зале суда, и из первых уст можно было услышать, как все было в тот августовский день.
В «Строймонтажремонт» я устроился 20 июля 2021 года, раньше занимался металлоконструкциями. 10 дней проходил обучение, то есть до дня трагедии не проработал и месяца. Погибшие коллеги, насколько знаю, протрудились на месяц-другой больше. На 730-ю установку в тот день попал впервые. Утром 25 августа, как и положено, я пришел на работу, в вагончике мы переоделись, прораб Виктор Коньков сказал, что мы с двумя коллегами будем производить ремонт на установке. Прораб с одним из погибших спустился в емкость, чтобы дать указания. Люк у емкости небольшой, а вот сама она размером с вагон. Потом оба напарника взяли респираторы, спустились. Я должен был лишь помогать, стоя наверху, - принес «болгарку», другой инструмент, переноску, подключил шланг для подачи воздуха, открыл фланец, опустил освещение. Вентилятор для выкачивания воздуха при этом хоть и работал, но стоял в отдалении от спуска в емкость, его приготовили для сварщиков, которые должны были приступить к работе после нас. Мы же должны были зачистить емкость, удалить ржавчину. Какие манипуляции коллеги производили непосредственно в цистерне - не знаю, видел только искры от «болгарки», - описал происходившее 25 августа 2021 года потерпевший, получивший ожоги 54 процентов тела - груди, рук, головы, спины - 37-летний Николай Батутин.
Буквально через 20 минут после начала работы бригады на установке, остановленной на ремонт, раздался взрыв. Из люка емкости взметнулся ввысь столб пламени. Батутина, непосредственно находившегося у входа, отбросило. Его каска слетела с головы, он на время потерял сознание, а когда очнулся от боли, ничего не слышал, но увидел, что на нем горела одежда. Он быстро стал её стягивать. В этот момент заметил, что из цистерны поднимаются по лестнице его коллеги - на одном горит одежда, на другом - дымится, помог им освободиться от нее.
Подоспела помощь: пострадавших сразу отправили в медпункт, где сделали по уколу, обработали ожоги, после чего сразу повезли в городскую больницу. Николай Батутин пролежал в ожоговом центре более трех недель - до 17 сентября. Его коллеги, к сожалению, не выжили. Работодатель и Фонд социального страхования выплатил пострадавшему компенсацию.
На вопрос гособвинителя - кто, по его мнению, виноват в случившемся, Николай пожал плечами. Он пояснил, что инструктаж по проведению огневых работ с ними проводили ранее, на самой же установке от ОГПЗ его никто не проводил. На многие вопросы, касавшиеся производственных моментов, потерпевший отвечал: «Не знаю», Не помню». До мая он пробыл на больничном, после чего уволился из организации и с тех пор состоит на учете в Центре занятости населения. В течение года после закрытия больничного по медицинским показаниям он ограниченно трудоспособен.
Кстати, как пояснил Батутин, с подсудимым он не знаком, никогда раньше его не видел, как до, так и после трагедии. Извинений за случившееся, как и помощи, от него не получал.
Суду теперь предстоит заслушать показания свидетелей, следующее заседание пройдет под самый Новый год. В случае, если вина экс-начальника установки будет доказана, его могут приговорить к принудительным работам на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишить свободы на срок до семи лет.
1