В Оренбурге пункты проката электросамокатов работают без разрешений
С приходом теплых дней на улицах города стали как грибы поле дождя появляться площадки с электросамокатами. Их можно найти и в парках, и возле торговых центров, и на набережной, на тротуарах возле общественных остановок. Они удобны в управлении, развивают довольно большую скорость – до 40 км/ч, финансово доступны, кроме того, экологичны. Казалось бы, катайся и радуйся. Но с момента появления электросамокатов от них возникает все больше головной боли…
Водители этого транспортного средства все чаще появляются в сводках дорожно-транспортных происшествий, а сами самокаты периодически угоняют. Только за 2021 год в Оренбургской области было зарегистрировано восемь таких ДТП, в четырех случаях пострадали несовершеннолетние, не говоря уже про массовые падения и наезды на пешеходов. В 2020 году любители электросамокатов попадали в аварии шесть раз.
Если брать статистику дорожно-транспортных происшествий с электросамокатами по всей России, то в стране в 2021-м году произошло 270 таких аварий. Погибли восемь человек (один ребенок), 275 получили повреждения (39 детей). Число аварий выросло на 66% по сравнению с 2020 годом.
В Оренбурге только за прошлый год зафиксировано четыре попытки «угнать» девайс, напичканный электроникой, в том числе средством отслеживания местоположения.
С 1 января по настоящее время администрация города рассмотрела пять обращений субъектов предпринимательства по вопросу возможности заключения соглашений на оказание услуги по организации проката электросамокатов на территории Оренбурга. Но соглашений никаких не заключалось в виду того, что в настоящее время существует два принципиально разных проекта поправок об изменении Правил дорожного движения. С одной стороны, материал, подготовленный Минтрансом и МВД, а с другой - Общественной палатой. Два текста совершенно по-разному трактуют понятие средства индивидуальной мобильности граждан, использующих их. В одном случае - это транспортное средство, которым управляют водители, в а другом - простые пешеходы, - рассказал Евгений Бинковский, и.о. главы города по экономике и финансам.
30 марта Верховный суд Российской Федерации признал законным положение ПДД, которое позволяет отнести электросамокаты к транспортным средствам. Решение пока не вступило в силу и на сегодня в России правовой статус индивидуального электротранспорта всё еще не определен, правовая база его отсутствует, а сложившаяся судебная практика по данному вопросу весьма противоречива.
Помимо травмоопасносности электросамокатов, они мешают коммунальным службам. В тех местах, где устраивают парковку данного вида транспорта, совершенно никто не убирает. Дворники это технически сделать не могут, им надо убрать электросамокаты, чтобы очистить площадь под ними, а владельцы кикшеринга этого делать не хотят. Не хотят, потому что расположены в других регионах страны: Севастополь, Казань, Москва, Санкт-Петербург и другие, предпринимателей из Оренбургской области нет. Кроме того, владельцы данного вида бизнеса не могут заверить, что их электросамокаты будут находиться на отведенной для них стоянке, поскольку пользователи бросают их, где им вздумается и там, где оплаченное время закончилось. Зачем в таком случае нам заключать с ними соглашение, если условия соблюдаться не будут, да и никакой финансовой выгоды для города нет. В прошлые годы им предоставляли места бесплатно, официально они никого не трудоустраивали, налоговых отчислений в казну города не поступало, - поделился Евгений Анатольевич.
В настоящее время, по словам и.о. главы города по экономике и финансам, от кикшеринга отказываются многие регионы, сокращаются парковочные места и в Москве, и Санкт-Петербурге, где владельцы находятся технически.
Если бы это был нормальный и открытый бизнес, мы готовы были бы их всячески поддерживать, но пока ситуация непонятная. Администрация не готова брать на себя риски. Чтобы пресечь незаконную предпринимательскую деятельность вынуждены будем обращаться в прокуратуру и налоговый орган, - добавил Евгений Бинковский.