В Оренбурге гипермаркеты "съедают" все больше земли
Какие только крупные сети не зашли в наш скромный провинциальный город с населением чуть больше 550 тысяч человек! У каждой из них - минимум по одному магазину. Гиганты тщательно выбирают место дислокации, учитывая интенсивность транспортного потока. Правда, не учитывают, что зачастую сами создают ему препятствия, как, например, было с открытием «Леруа Мерлен» и пробками, его сопровождавшими. То ли будет в пору новогодних акций…
Но все же большинство гипермаркетов сосредоточены не на окраинах, а что ни на есть в самых оживленных микрорайонах. Возьмем хотя бы «Ленту». С момента прихода в Оренбург сеть стремительно расширяется, сейчас в городе пять таких гипермаркетов (для сравнения, в Уфе их четыре, Самаре - два, Казани - один, - Прим. авт.). Одно из зданий этим летом начали строить в районе пересечения улиц Чкалова и Уральской. Были споры, жалобы на и без того плотную застройку, обсуждения, проверки. Несмотря ни на что к 1 сентября магазин-таки возвели, разрезали красную ленточку.
Его «младший брат» вот-вот появится на ул. Терешковой в районе производственного объединения «Стрела». Строительство движется интенсивно, техникой бывает занят крайний правый ряд дороги, так что автомобилистам приходится перестраиваться. Сотрудники же «Стрелы» к проходной чапают по грязи - другого пути нет. Виновники безобразия на тротуаре - два колесных трактора. С помощью этих машин для «Ленты» обустраивают подъездные пути. Навалы грунта, глины, гравия, разбитый асфальт - вот то, что сразу бросается в глаза.
Но строители обещают, что наведут образцовый порядок. В крайнем случае, это сделает сама природа, спрятав раскопки снежным покрывалом.
Сосед гипермаркета - производственное объединение «Стрела». На заводе, где собирают для Индии ракеты «Брамос», свое отношение к открытию «Ленты» не комментируют.
Мы позвонили в областное управление Роспотребнадзора, спросили о том, не нарушает ли нормы СанПиН появление данного объекта, а заодно поинтересовались о механизме согласования.
- Вопросы, связанные со строительством магазинов и гипермаркетов, относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления, - пояснили в надзорной структуре. - Потому многое на первом этапе зависит от того, с каким видом собственности имеешь дело: федеральной, субъекта РФ, муниципального образования. Главное - согласовать землеотвод, а в остальном никаких затруднений, как правило, не бывает. Мы же из-за изменений в законодательстве РФ на этот процесс никак не влияем.
В Оренбурге вопросами, связанными с землей и недвижимостью, занимается сразу несколько уполномоченных структур. Первым делом мы позвонили в Департамент градостроительства и земельных отношений, начальником которого является Сергей Бренев. Поинтересовались, что же нужно для строительства гипермаркета в городской черте.
- На какой земле вы собираетесь строить? - поинтересовался специалист. - Это очень важно. Для начала определитесь с принадлежностью участка. Если не знаете, чей он, то обратитесь в комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства, вам дадут консультацию.
- Нет, вы не поняли, - разъясняем мы, - строиться хотим именно на земле городской, а не на какой-либо другой. Планируем открыть гипермаркет…
- Тогда следите за проводимыми конкурсами на участки, - прозвучал ответ. - Их крайне мало, но если победите, с вами заключат контракт.
В комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга завели речь о нехватке земельных участков. Со слов заместителя начальника комитета Андрея Кириллова, городская земля на вес золота. Но можно построиться и на федеральной, и на региональной. Главное - найти ее владельца и договориться с ним.
ДОСЛОВНО
Политолог Марина Солодкая:
- Во многих развитых странах Европы гипермаркеты строят за городской чертой. Это объясняется дешевой арендой земли и более высоким, нежели в России, уровнем жизни населения. Большинство семей имеют частный автотранспорт и могут без труда добраться на окраину за покупками. Чего не скажешь о нас. Покупательская способность населения падает. И зачастую приходится экономить даже на проезде в автобусе. Как вот не вспомнить здесь о тарифе? Поездка в обе стороны по Оренбургу стоит 40 - 44 рубля. Но зачем их там оставлять, если магазин «сам к тебе пришел и поклонился»? Отсюда и уродливость архитектуры, и куча нарушений, которые всплывают уже после окончания строительства.
Для меня все предельно очевидно. В то время как одни из нас пытаются сэкономить, другие делают все, чтобы опустошить кубышки.
Источник: orenday.ru